Методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства - специфические виды государственной деятельности, в процессе которых функции государства реализуются на практике. как правило, они характеризуют связь государства с правом.

Выделяются:

1) правовые, т.е. виды деятельности государства, связанные с установлением, реализацией и охраной правовых норм и правопорядка в целом.

1. правотворческие - деятельность государства по созданию законов, нормативных актов, установлению, санкционированию и отмене норм права

2. правоприменительные - деятельность государственных органов в сфере реализации права и охрана правопорядка:

a) оперативно-исполнительные - гласная оперативная деятельность государства по исполнению законов, изданию актов применения права, решения вопросов правосудия

b) правоохранительные - работа уполномоченных органов по охране норм права от нарушений

2) организационные (фактические) виды деятельности государства, не влекущие правовых последствий

1. организационно регламентирующая - текущая организационная работа по политических задач, обеспечение работы звеньев государственного аппарата (научная, аналитическая деятельность)

2. организационно-хозяйственая - текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций

3. организационно-идеологческая - текущая воспитательная, разъяснительная деятельность по формированию определенных социально-психических установок.

Методы осуществления функций государства - приемы, способы государственной деятельности, посредством которых государство добивается своих целей.

1)Убеждение - метод воздействия властного авторитета государства на массовое сознание, посредством которого должное поведение субъектов достигается через воспитательные, разъяснительные меры морального воздействия

a)прямое убеждение - информирование субъектов о стоящих перед обществом задачах и призывах к должному поведению на основе предоставленной информации.

b)косвенное убеждение - манипулирование сознанием людей, использование технологий на воздействие общественного мнения, замалчивание информации

2)Принуждение - применение силы.

Используется в силу безрезультатности убеждения.

a)подавление - ограничение возможности для отдельных лиц и организаций противодействовать власти

b)насилие - прямое психическое или физическое воздействие на лица, неподчиняющиеся государственной власти.

Принуждение реализуется с помощью мер государственного принуждения, которые делятся на:

ü меры предупреждения правонарушения (надзор, проверка)

ü меры пресечения правонарушений (задержание, арест)

ü меры защиты (принудительное лечение)

ü меры юридической ответственности

Методы можно классифицировать по предметному признаку:

  • экономические (налоговые, режимы, таможни)
  • административные (управление, организация, принуждение)
  • идеологические (пропаганда, СМИ)

Методы делятся по специфике волеизъявления государства:

  • стимулированные (кредиты, льготы, награды)
  • дозволение (свобода слова, совести, веры)
  • охраны (деятельность милиции, суда)
  • требования (регистрации, документы)
  • запреты (нормы УК)
  • репрессии (ссылка, дискриминация нации)

34. Форма государства: понятие, признаки, значение.

Форма государства –это организация всей системы государственной власти, заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства, территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства с обществом.

«Форма государства» наряду с «сущностью» и «содержанием» является одной из важнейших категорий теории государства. Таким образом, форма государства в большой степени зависит от его функций, т. е. от стоящих перед государством задач.

На форму государства влияют и множество других факторов: величина территории, ее географическое месторасположение, нравственно – психологический строй общества, его национальный состав, уровень и характер культуры, накопленные исторические традиции, степень влияния других государств и цивилизаций, рекомендации политической науки.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления (отражает способ организации высших органов государственной власти и их связь с суверенитетом государства), формы государственного устройства (отражает способ распределения власти по территории государства и взаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима (система методов осуществления государственной власти). Такое понимание сложилось не сразу, долгое время в нее включали лишь форму правления и форму государственного устройства.

Признаки формы государства:

1) Связь с сущностью государства. Сущность – воля, лежащая в основе государства.

2) Связь с содержанием государства.

3) Конкретно – исторический характер.

4) Раскрывает такие признаки государства, как:

ü публичная власть (организация высших органов власти);

ü территория (распределение власти по территориальным уровням);

ü население (связь государственной власти и населения; гражданство и подданство);

ü динамичность – понять форму государства можно только в сочетании юридического критерия (полит. режим, правомочия органов государства) и фактического (фактический порядок, реальное осуществление законов);

ü зависимость формы государства от множества конкретных факторов:

а) географические (климат, рельеф);

б) геополитические;

в) этнические (национальное строение государства);

г) традиционные (исторически сложившиеся традиции и обычаи политической жизни);

д) идеологические (реализация идеологического проекта);

е) религиозные (обусловленность строения государственными религиозными источниками);

ж) конкретно – исторические (колонизация, экспансия, протекторат).

ü Системность - форма государства имеет сложное строение и представляется как система определенных явлений (государственных организаций, политических институтов и режимов), а также способов их взаимосвязи.

 

35. Форма правления государства: понятие, разновидности.

Категория формы правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Так, например, недемократическим путем формируются высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В свое время Аристотель разграничивал формы правления по такому признаку. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и он не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. (Например, Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно представительная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Руководит правительством премьер – министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер – министра, так как чаще всего эти функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют также смешанные «полупрезидентские» (президентско – парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные нормы.

36. Монархия: понятие, признаки, виды.

МОНАРХИЯ-форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху, царю, императору, шейху), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1. верховная власть принадлежит одному лицу.

2.верховная власть осущ-ся пожизненно.

3.верховная власть передается по наследству.

4.верховная власть ни от кого не зависит.

5.монарх является юридически безответственным лицом.

Монархии бывают:

v ограниченные. Высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти. К ограниченным относятся монархии Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и др.

Ограниченные монархии делятся на:

а) дуалистические. Форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит Парламенту. (Пруссия, XIX век)

б) конституционные. Форма правления, при которой свойственно ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх - лишь глава гос-ва, а государственную, исполнительную и судебную власти осуществляют конституционно - сформированные органы. При конституционной монархии монарх царствует, но не правит, он является лишь символом государства.

v неограниченные (абсолютные).

Власть монарха ни юридически, ни фактически ничем не ограничена. Монарх является единственным высшим органом государственной власти. В его руках сосредоточена законодательная исполнительная судебная власти. (Саудовская Аравия).

v нетрадиционные монархии.

К ним относятся ОАЭ и Малайзия. Формы правления, в которых высшая государственная власть принадлежит выборным органам. Выборный орган – избирается народом на определенный срок и несет ответственность перед избирателями. Делится на законодательную, исполнительную и судебную.

 

37. Республика: понятие, признаки, виды. Президентские, парламентские, монократические, смешанные республики.

Республика (лат. res publica, от res – дело и publicus –общественное дело) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности:

1. источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу.

2. высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

3. в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

4. обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Виды республик:

ü президентские;

Признаки классической президентской республики:

1.президент избирается населением всей страны или выборщиками;

2.президент является одновременно главой государства и правительства;

3.президент обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах;

4.президент самостоятельно формирует правительство, а оно, в свою очередь, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;

5.президент не может распустить парламент;

6.отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов (в частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет).

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

ü парламентские (парламентарные);

Признаки классической парламентской республики:

1. верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;

2. правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте;

3. возглавляет правительство премьер – министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах;

4. правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;

5. допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента;

6. реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

 

ü Монократическая

В такой республике все рычаги государственной власти юридически и фактически сосредоточены в руках президента. Президент обычно является не только главой государства и главой правительства, но и лидером правящей партии, здесь просматривается явная тенденция к авторитаризму.

Признаки:

1. однопартийная система (может существовать ещё несколько номинальных партий, не имеющих влияния)

2. президент - лидер правящей партии (отец нации, он выдвигается правящей партией, избирательной компании как таковой нет, избирается на длительный срок без ограничения их количества)

3. отсутствует разделение властей

Президент может частично формировать парламент, имеет право роспуска парламента по своему желанию.

Т.о. реальная законодательная власть почти отсутствует, к тому же президент назначает высший судебный орган без соглашения с парламентом.

Пример: Иран, Египет

ü Смешанная

в ней элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.

Признаки:

1. Президент является главой государства, избирается народом, а не парламентом и наделен большими полномочиями

2. Правительство формируется парламентским путем (премьер-министром становится лидер правящей партии, победившей на выборах в парламент) и несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом

38. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.

 

Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Существуют две разновидности формы государственного устройства:

ü Унитария (Италия, Польша и др.), где всей полнотой суверенитета обладают центральные органы, а внутренние подразделения государства и их ораны власти не имеют признаков самостоятельных государственных образований;

ü Федерация (Россия, США, Швейцария), где единый государственный суверенитет распределен между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований, из которых состоит федерация.

Конфедерация, в отличие от унитарии и федерации как разновидностей формы государственного устройства, не обладает признаками единого государства. Она представляет собой относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных целей (экономических, политических, военных).

Конфедерация не имеет общей границы, общего гражданства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.

Наиболее характерным примером современной конфедерации является Европейское сообщество. Определенные признаки конфедеративного образования можно обнаружить в союзе рядя государств бывшего СССР (СНГ).

 

39. Федерация: понятие, признаки, виды.

Федерация (от позднелат. Foederatio – объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Признаки федерации:

1.состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, конторы и др.). Данные образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно – территориальное деление;

2. в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов – на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. Подобное разграничение осуществляется двояким образом. В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) зхакрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в РФ, имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочий между центром и тем или иным субъектом Федерации;

3. территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов;

4. наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги;

5. наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы;

6. субъекты не имеют права выхода из федерации.

Виды федераций:

I.По способу образования субъектов:

ü Национальные;

ü Территориальные;

ü Смешанные;

II.По правовому статусу субъектов:

ü Симметричные (США);

ü Асимметричные (Россия);

III.По способу создания:

ü Договорные;

ü Конституционные;

IV.По объему прав субъектов:

ü Жесткие, т. е. высокая степень централизации (Германия, США)

ü Мягкие (Россия).

V.По тенденциям развития:

ü Центробежные, т. е. тенденция к распаду (Швейцария, США);

ü Центростремительные, т. е. тенденция к сближению (Россия).

 

40.Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в составе унитарного государства.

Унитарное(единое, от лат. «unus» - «один») государство –это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно – территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т. п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств.

1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно – территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и др.). Однако в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания кроме центральных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

2. Существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно – надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно – территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

3. Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно – территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно – правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к процессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

 

41. Формы межгосударственных союзов: понятие, виды, отличие от форм государственного устройства.

Межгосударственный союз- это объединение государств, осуществляемое в основном по договору, предусматривающему взаимные права и обязанности участников союза.

1)Конфедерация

это объединение на основе договора государств, которые сохраняют свой суверенитет и независимость, имеют собственные органы власти, но при том создают совместные органы для координации действий в определенной сфере (военной, экономической, культурной).

Может служить переходной формой для формирования единого государства - федерации (США, Швейцария)

Решает различные задачи.

2)Уния - объединение монархического государства под одной короной, возникающее вследствие совпадения монархов 2х или нескольких государств в одном лице

Может быть:

1. личная - возникает вследствие приобретения одним монархом права на престол вследствие престолонаследия или передачи одним государством прав на корону монарху другого государства (Польша, Нидерланды 1715, Люксембург)

2. реальная - означает правовой союз монархических государств на основании создания общего института главы государства (монарха или других органов власти) (Швеция, Норвегия).

3)Содружество - международно-правовой союз государств, отражающий в конституции союз государств, возникающие на основе договора, который устанавливает сферы сотрудничества, статус общих органов управления, цели и задачи союза

4)Протекторат - государственно-правовой союз между государствами, при котором более сильное государство устанавливает военную и экономическую опеку над фактически зависящим от него слабым государством (Дания, Египет)

5)Ассоциация - юридическое присоединение одного государства к другому, при котором присоединяющиеся государства обязаны согласовывать свою политику с основным государством, что формально ограничивает её внешний суверенитет и отражает экономическую и политическую зависимость.

Отличия от форм государства:

  • в состав союза входят государства в самом полном смысле данного слова,
  • участники союза обладают собственными уставами, законами
  • обладают политической самостоятельностью

42. Государственный (политический) режим: понятие, элементы, классификации.

Государственный режим - это

  • совокупность приемов и способов государственного руководства (в узком смысле)
  • уровень гарантированности прав и свобод личности, степень соответствия официальных конституционных норм политическим реалиям и характер отношения властных структур к правовым основам общества и государственной жизни (в широком смысле).

Элементы:

1. способы и порядок фактического формирования органов государственной власти

2. порядок реального распределения полномочий органов власти разных уровней

3. фактический объем и степень реальности политических прав и свобод граждан

4. наличие, отсутствие господствующей религии или идеологии, связанной с государством

5. степень контроля государства над жизнью граждан

6. роль права в жизни государства

7. способы разрешения конфликтов (силовые или договорные, сочетание убеждения и принуждения)

8. место силовых структур в системе политической власти

9. стабильность политической системы, наличие долговременных политических традиций

10. положение СМИ влияет на гласность, прозрачность государственной власти

11. место негосударственных структур в политической системе

12. степень реальности разделения властей, наличие механизма сдержек и противовесов

13. характер политического лидерства - легитимный (харизматический, рациональный)

14. степень ответственности должностных лиц государства

15. учет интересов меньшинства при принятии юридических решений

Классификация:

1)По специфике конкретно-исторического государства:

1. абсолютистский

2. теократический

3. деспотический

4. тиранический

5. военный

6. особые

7. милитаристский

8. полицейский

9. либеральный

10. социально-демократический

11. революционный

12. чрезвычайный

2)Особые политические режимы:

1. военный

2. чрезвычайный

3. революционный

3)По историческим типам государств:

1. рабовладельческое государство

· деспотический

· аристократический

· олигархический

2. феодализм

· абсолютизм

· феодальная демократия

· милитаристский

· полицейский

3. капитализм

· бонапартистский

· фашистский

· военно-полицейский

4. социалистическое

· тоталитарный

· либеральный

· демократический и т.д.

43. Демократический политический режим: понятие, признаки.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа.

Демократический режим свойственен прежде всего странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где существует влиятельный средний класс, который отличается заинтересованностью в стабильности общества, демократических методах управления, наличии развитых СМИ, формирующих общественное мнение, влияющих не государство.

Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована, но существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия)

Признаки:

  1. население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии
  2. решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства
  3. предполагается существование правового государства и гражданского общества
  4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям
  5. легитимность государственной власти
  6. «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.д.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами
  7. доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения
  8. господство закона во всех сферах общественной жизни
  9. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина
  10. в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено всё, что не запрещено законом»
  11. политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует её через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати)
  12. гласность, свобода от цензуры СМИ
  13. осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Существуют особые разновидности:

· либерально-демократический: отдается приоритет личности, её правам, свободам; роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан

· консервативно-демократический: опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов

 

44. Авторитарный политический режим: понятие, признаки.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д.

Главная характеристика - авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений

Пример: Испания период правления Ф.Франко; Чили во времена правления А. Пиночета

Признаки:

  1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти
  2. игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями)
  3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать
  4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы
  5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность и подконтрольность их населению
  6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные
  7. сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»
  8. отсутствие единой идеологии
  9. отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни
  10. существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, т.к. все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются
  11. права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего, в политической сфере)
  12. личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью
  13. «силовые» структуры практически неподконтрольны обществу и используются иногда в сугубо политических целях
  14. роль лидера высока

Выделяют:

  • деспотический - абсолютно произвольная неограниченная власть, основанная на самоуправлении
  • тиранический - единоличное правление, узурпация власти тираном, применение жестоких методов её осуществления
  • военный - власть военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц

45. Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки:

  1. стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти
  2. практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа
  3. монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей
  4. абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»
  5. формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа
  6. доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор
  7. господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил
  8. декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации
  9. крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы
  10. наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма
  11. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением
  12. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества
  13. отсутствие правовой государственности и гражданского общества
  14. произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия.

Данный режим характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

 

46. Соотношение и взаимосвязь элементов формы государства.Форма государства - это организация всей системы государственной власти,заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства,территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства собществом. Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов:формы правления (отражает способ организации высших органов государственнойвласти и их связь с суверенитетом государства), формы государственногоустройства (отражает способ распределения власти по территории государства ивзаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима(система методов осуществления государственной власти). Такое пониманиесложилось не сразу, долгое время в нее включали лишь форму правления и формугосударственного устройства. Между различными элементами формы государства существует известноесоответствие. Так, монархическая форма феодального государства периодаабсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственногоустройства и авторитарному политическому режиму. Республиканские формыправления хорошо вписываются в условия либерально - демократическогополитического режима, а при наличии двух- или многонационального составанаселения могут определять федеративное государственное устройство.

 

47. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, органическая, насилия.

Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм обусловлен многими причинами:

  • мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени
  • объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы
  • мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов
  • на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия

Некоторые из теорий: