Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин)
Особенности сензитивных периодов в развитии
Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и проч. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Этапы развития | Возраст | Ведущая деятельность | Новообразования | Кризис |
Младенческий возраст. - - - - - - - - - - - На данном этапе: период новорожденнос ти. | 0 – 1 год. - - - - - - - ------- 0 – 1 месяц. | Эмоциональное общение со взрослыми (в основном с близкими). - - - - - - - - - - - - - Развитие условных рефлексов. | Первоначальное сознание психической общности со взрослыми, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я». - - - - - - - - - - - - - - Появление индивидуальной психической жизни ребенка. | Кризис 1 года (возникает из-за противоречия в максимальной социальности ребенка и минимальными возможностями общения). - - - - - - - - - - - - - - Кризис новорожденности (существование ребенка занимает как бы серединное положение между внутриутробным развитием и постнатальным; ребенок отделяется от матери физически, но не биологически). |
Ранний детский возраст. | 1 – 3 года. | Предметно-манипулятивная. | Возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Осознание себя как активного субъекта. | Кризис 3 лет (кризис отношений, вслед за ним возникают новые ориентации в человеческих отношениях). Проявляется: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. |
Дошкольный возраст. | 3–7 (6) лет. | Игровая деятельность. | В игре и других видах деятельности: иерархия мотивов, развитие воображения и других психических процессов, начальные элементы волевой регуляции, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, психосексуальная идентификация, обретение более адекватной и устойчивой самооценки, развитие высших чувств и др. | Кризис 7 лет (кризис мировоззрения, меняющий ориентацию в мире вещей). Возникают противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и «дошкольными» способами их решения; развитие внутренней позиции ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. |
Младший школьный возраст. | 6-7 – 10-11 лет. | Учебная деятельность. | Интеллектуальная рефлексия, развитие волевой регуляции, внутренний план действия; совершенствование всех психических процессов. | Кризис 11 лет – подростковый (кризис отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях). |
Подростковый (отроческий, средний школьный) возраст. | 10-11 – 14-15 лет. | Общение со сверстниками, общественно полезная деятельность. | Чувство взрослости – возникающее представление о себе уже не как о ребенке; перестройка мотивационной сферы, интеллектуальной сферы, сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.; формирование «Я» - идентичности. | Кризис 15 лет (связан с новообразованиями, потребностью быть самостоятельным, осознать себя как «Я»; процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, поэтому в подростке существует и «взрослое», и «детское»). |
Юношеский возраст. | 14-15 – 18 лет. | Учебно-профессиональная деятельность. | Развитие теоретического мышления, философская рефлексия, поиск общих закономерностей и принципов, склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельность; увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». | Кризис 18 лет (связан с новообразованиями, потребностью подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других). |
Молодость (ранняя взрослость). | 18-20 – 30 лет (границы условны). | Профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, стремление к карьере, создание семьи и стремление к продолжения рода. | Становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, поиск смысла жизни, определение перспектив и целей жизни и т.д. | Могут быть кризисы, связанные с двояким характером молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, не всегда человек способен найти и реализовать в ней себя. |
Взрослость (зрелость) – изучает акмеология. | 30 – 55-65 лет (во-1, взрослость определяется физиологически; во-2, социально и юридически; в-3, собственное отношение к возрасту. | Центральная стадия жизненного пути, связанная с переживанием необходимости другим: воспитание детей, внуков; новые пути и средства самоактуализации; трудовая деятельность. | Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) – реализуется в заботе и воспитании молодого поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве | Могут быть кризисы, если ситуация развития во взрослости неблагоприятная, имеет место регрессия: чрезмерная сосредоточенность на самом себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. |
Старость: пожилой возраст; старческий возраст; долгожительство | От 60-65… 60 – 75 75 – 90 Старше 90 | Трудовая деятельность; деятельность, связанная с интересами; творческая деятельность. | Старость – явление больше социальное, чем физиологическое, психологическое развитие продолжается и в старости. Мудрость как форма независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с жизнью: зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание. | Могут быть кризисы, связанное с сужением социальных связей из-за прекращения обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с усталостью от интенсивных социальных связей; после 60 постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений; у людей преклонного возраста перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся потребности в безопасности и надежности. |