Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Происхождение человека, его родовые качества
Тема 3.6. Философская антропология
Философская антропология- раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с другими системами (обществом, культурой, природой)
Философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию.
Человек — многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения.
Концепции человека: объективистские, субъективистские, диалектико-материалистическая.
Считается, что человек — продукт природы, планетарно-космическое существо, он — результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой — необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений.
Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущность человека — это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой.
Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — относительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:
■ биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);
■ психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);
■ социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).
Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо — к социологизаторству (догматический марксизм, концепция «чистой доски» и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения. |
Человек — представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек — это живая система.