Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Происхождение человека, его родовые качества

Тема 3.6. Философская антропология

Философская антропология- раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с другими системами (обществом, культурой, природой)

 

Философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию.

Человек — многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались раз­личные концепции человека, которые подходили к его пони­манию с различных точек зрения.

Концепции человека: объективистские, субъективистские, диалектико-материалистическая.

Считается, что чело­век — продукт природы, планетарно-космическое существо, он — результат эволюции всего живого. Влияние на его психо­физическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может су­ществовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гар­мония с природой — необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений.

Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущ­ность человека — это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой.

Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоци­альное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — от­носительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоя­тельств. На индивидуальном уровне человек представляет со­бой единство трех составляющих:

■ биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

■ психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);

■ социального (мировоззрение, ценностные установки, мо­ральные черты, знания и умения и др.).

Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концеп­ции человека, социальной составляющей в этой триединой свя­зи принадлежит приоритет, как в филогенезе, так и в онтогене­зе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологичес­кое-социальное», которая нередко формулируется как в част­ных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо — к социологизаторству (догматический марксизм, кон­цепция «чистой доски» и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения.

Человек — представитель Homo sapiens, генетически связан­ный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершен­ное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, пси­хическое и духовное начало). Человек — это живая система.