Общественное сознание и его структура

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и на­строений людей, отражающих данное общественное бытие.

Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Обществен­ное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития обще­ственного бытия. Относительная самостоятельность обще­ственного сознания проявляется в том, что его развитие мо­жет опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его раз­витие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производствен­ный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, ин­тересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той со­циальной группе людей, к которой принадлежит этот чело­век (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро инди­видуального сознания, определяя качество человека как со­циального существа. Другими словами, общественное созна­ние не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, прин­ципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Первый уровень общественного сознания — обыденное созна­ние; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализи­рованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключаете целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология в широ­ком смысле является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеоло­гия формируется целенаправленно. В зависимости от отноше­ния к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, на­учной или ненаучной.

Формы (или виды) общественного сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по социальной роли, по специфике генезиса. В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Общественное сознание имеет различные функции, важней­шими из которых являются: познавательная, социально-пре­образовательная, прогностическая, регулятивная и воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

 

Тема 3.3. Философская гносеология (теория познания)

Познание –процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Результаты познания остаются не только в сознании человека, но и передаются из поколения в поколение (книги, рисунки, объекты культуры и т. д.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

1. познает окружающий мир непосредственно (открывает нечто новое для себя, либо для человечества)

2. познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, смотрит фильмы).

 

Философское понимание процесса познания:

· гностицизм - мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;

· агностицизм - не верят либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Современная гносеология стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

1. историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления

2. практики – главный способ познания – практика – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя

3. активности творческого отображения действительности

4. конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

 

Познающим субъектом являются:

· человек

· общество

Объектом познания является:

· окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называетсяистиной

 

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности

Интуитивное познание – истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.