Общественное сознание и его структура
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.
Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его развитие.
Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.
Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.
Общественное сознание различается по уровням и формам.
Первый уровень общественного сознания — обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.
Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.
Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.
С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключаете целенаправленное планомерное формирование.
В отличие от общественной психологии, идеология в широком смысле является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. В зависимости от отношения к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, научной или ненаучной.
Формы (или виды) общественного сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по социальной роли, по специфике генезиса. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).
Общественное сознание имеет различные функции, важнейшими из которых являются: познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная и воспитательная. Все они взаимосвязаны друг с другом.
Тема 3.3. Философская гносеология (теория познания)
Познание –процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Результаты познания остаются не только в сознании человека, но и передаются из поколения в поколение (книги, рисунки, объекты культуры и т. д.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
1. познает окружающий мир непосредственно (открывает нечто новое для себя, либо для человечества)
2. познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, смотрит фильмы).
Философское понимание процесса познания:
· гностицизм - мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;
· агностицизм - не верят либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Современная гносеология стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
1. историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления
2. практики – главный способ познания – практика – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя
3. активности творческого отображения действительности
4. конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Познающим субъектом являются:
· человек
· общество
Объектом познания является:
· окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называетсяистиной
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности
Интуитивное познание – истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.