Духовная жизнь общества
Проблема идеального
Важнейшим свойством сознания является идеальность.
Идеальное— это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.
К характерным особенностям идеального можно отвести следующие его черты:
■ противоположность материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь — образ огня);
■ несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химические, биоэлектрическими др. процессы);
■ невоспринимаемость органами чувств (отсутствие запаха, вкуса, цвета, протяженности и др.);
■ субъективность со стороны формы (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны содержания (зависит от отражаемого материального объекта);
■ нетождественность психическому.
К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, нравственно-моральные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, правила обыденной повседневной жизни, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п.
Идеальное — это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека.
Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени (Д.Дубровский).
Жизнь людей имеет два измерения: материальное и духовное. Духовная жизнь общества включает духовное производство (прежде всего производство общественного сознания в его исторически конкретных и особых формах), духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Духовная жизнь общества включает в себя различные компоненты, имеющие отношение к политике и религии, праву и морали, науке и религии, философии и искусству, в том числе и такой компонент, как общение, которое служит катализатором, а нередко и инициатором процесса образования представлений, теорий, идей и т.п. Схематично духовное бытие можно представить следующим образом:
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ, ХРАНЯЩИЕ И РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ |
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ