Духовная жизнь общества

Проблема идеального

Важнейшим свойством сознания является идеальность.

Идеальное— это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая сво­бодна от всех его реальных социоприродных свойств.

К характерным особенностям идеального можно отвести сле­дующие его черты:

■ противоположность материальному объекту, образ которо­го воплощен в идеальном (огонь — образ огня);

■ несводимость к материальным процессам, которыми сопро­вождается чувственная и мыслительная деятельность (фи­зико-химические, биоэлектрическими др. процессы);

■ невоспринимаемость органами чувств (отсутствие запаха, вкуса, цвета, протяженности и др.);

■ субъективность со стороны формы (зависит от психофизио­логических и духовных качеств человека) и объективность со стороны содержания (зависит от отражаемого материального объекта);

■ нетождественность психическому.

К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чув­ственные модели реальной действительности, нравственно-мо­ральные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, пра­вила обыденной повседневной жизни, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п.

Идеальное — это психическое явление, которое представле­но всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное толь­ко человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека.

Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифициро­вать. Он может создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь ин­формацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени (Д.Дубровский).

Жизнь людей имеет два измерения: материальное и духов­ное. Духовная жизнь общества включает духовное производство (прежде всего производство общественного сознания в его исто­рически конкретных и особых формах), духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценнос­тей. Духовная жизнь общества включает в себя различные ком­поненты, имеющие отношение к политике и религии, праву и морали, науке и религии, философии и искусству, в том числе и такой компонент, как общение, которое служит катализато­ром, а нередко и инициатором процесса образования представ­лений, теорий, идей и т.п. Схематично духовное бытие можно представить следующим образом:

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ, ХРАНЯЩИЕ И РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ДУХОВ­НЫЕ ЦЕННОСТИ

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕ­НИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ