Восприятие информации

Оптимизация взаимодействия

Анализируя какую-либо систему с целью ее оптимизации, сле­дует рассматривать включенного в эту систему человека как ее важнейшую составную часть. Для обеспечения надежности дей­ствия всей системы каждая из ее составляющих (люди, машины, аппаратура) должны: а) выполнять свои функции в соответствии с их возможностями и б) быть связаны между собой наиболее целесообразным образом.

Преимущество человека перед машиной проявляется, прежде всего, в следующих отношениях:

1. Обнаружение слабых световых и звуковых сигналов.

2. Восприятие взаимосвязанных комплексов световых и зву­ковых сигналов.

3. Импровизация и применение гибкой методики.

4. Сбор большого количества данных и хранение их в течение длительного времени; восстановление важных фактов в необходи­мый момент.

5. Индуктивный способ мышления.

6. Выработка решений.

7. Развитие концепций и разработка методов. С другой стороны, существующие машины и механизмы имеют преимущество перед человеком в следующих отношениях:

1. Быстрая реакция на полученный сигнал.

2. Возможность равномерно и точно развивать большие усилия.

3. Возможность длительного выполнения однообразной работы.

4. Быстрое накопление информации и последующее полное ее стирание.

5. Высокая скорость проведения математических вычислений.

6. Выполнение нескольких действий одновременно.

При конструктивной разработке какого-либо узла машины, обслуживаемого человеком, следует, прежде всего, выяснить, какая информация ему будет необходима, а затем — в какой форме эту информацию необходимо представить.

Определение количества информации, необходимой обслужи­вающему персоналу, зависит от того, какие решения он будет принимать. После уточнения количества необходимой информа­ции выбирается форма, в которой эта информация будет пред­ставлена (различные способы визуальной или акустической инди­кации). Выяснение границ возможностей восприятия и передачи информации от рецепторов к центральной нервной системе было темой многолетних исследований в экспериментальной психоло­гии, и в результате удалось разработать ряд конкретных реко­мендаций.

Эти рекомендации определяют главным образом форму и ве­личину шкал и указателей, а также их элементов (стрелок, цифр, делений), размещение аппаратуры на щитах (расстояние от опе­ратора, высота, угол наклона по отношению к стоящему опера­тору, взаимное расположение на щите), компоновка конкретных приборов, логическое их объединение в группы в соответствии с расположением соответствующих органов управления, условия освещения и т. п. Удалось также определить допустимое количе­ство и скорость передачи информации. В отношении акустических сигналов также удалось установить необходимую громкость по от­ношению к «маскирующему шуму» (шумовому фону в данном помещении), изучить возможность совмещения звуковых и оптических сигналов, стимули­рующее воздействие звуковых сигналов, возможное вредное воз­действие шума и т. п.).