Предметом психологии является психика
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
Пострадавшего, взрослого или ребенка, следует успокоить, приложить к носу чистую ткань и поднести к подбородку любую емкость. Эти простые действия позволят сохранить чистоту и вернуть пострадавшему душевное равновесие.
Обильное носовое кровотечение не угрожает жизни человека, но доставляет много неприятностей из-за перепачканной кровью одежды.
Носовое кровотечение
Если в случае венозного кровотечения наложить жгут по правилам наложения артериального жгута, то это никогда не навредит пострадавшему.
Не следует терять время на определение типа кровотечения (венозного или артериального) и освобождение конечности от одежды, немедленно пережать пальцами или кулаком артерию поврежденной конечности выше места кровотечения в точке, указанной на данной схеме, а затем наложить жгут.
Схема расположения точек прижатия артерий и наложения кровоостанавливающих жгутов
На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений учёных: Полной и достойной картины мира не может быть без знаний о человеке. Природа человека познаётся комплексно: философией, социологией, физиологией, педагогикой и др. В основе развития психологии и сознания лежит интерес к природе человеческого поведения, условиям развития и формирования в человеческом обществе особенностей его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке и бизнесе, медицине, правоведческих делах без знания и понимания психологических закономерностей.
Психика— это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира.
(Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у человека - мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее состояние, индивидуальные особенности личности и межличностные отношения.
Основной задачей психологииявляется изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека - от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.
Наука— прежде всего исследование, поэтому недостаточно определения её предмета, она включает и определение её метода.
Методы- это способы, посредством которых познаётся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет систему методов. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов: эмпирические, организационные методы, метод коррекции, методы обработки данных
— Эмпирические методы— наблюдение и самонаблюдение;
Экспериментальные методы - лабораторный, естественный, формирующий эксперимент;
психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью, анкетирование.
- Организационные методывключают сравнительный метод, лонгэтюдный метод, метод поперечных срезов;
- Метод коррекции- аутогенная тренировка (выработка умения полностью расслаблять мышцы тела, использование активной роли чувственных образов; регулирующая и программирующая роль слова, производимого вслух или про себя.); групповой тренинг (групповые игры и дискуссии); способы терапевтического воздействия.
- Методы обработки данных- изучение документов, рисунков, дневников, почерка, продукты детского творчества. Этот метод анализа продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и качественный.
Исследуя психику и поведение человека, психология ищет их объяснение, с одной стороны, в биологической организации организма, а с другой - во внешней социальной среде. В связи с этим психология тесно взаимодействует с естественными и общественными науками. Поэтому она прочно связана с физиологией, антропологией, физиологией высшей нервной деятельности, психиатрией; И одновременно с философией, социологией, педагогикой, науками о трудовой деятельности человека. Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин.
Выделяются следующие отрасли психологии:
- Психология труда- инженерная психология, космическая психология и т.п.;
- Медицинская психология- нейропсихология, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику;
- Педагогическая психология- психология воспитания, психология обучения, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;
- Юридическая психология- судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая;
- Военная психология.
Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которую можно поставить в один ряд с педагогической, юридической, медицинской и т.д. В задачу общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения и развития психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность.