Соотношение между категориями
«мотивация» – «менеджмент» – «мотивационный менеджмент»
Мотивация (к. 33-1)– это побуждение человека к определенным видам деятельности, ее результатам, отношению к работе, качеству и пр. Мотивация определяется существованием потребностей и созданием условий их реализации.
Мотивационный тип управления (к. 33-2) особый, в нем отдается приоритет мотивации над администрированием и жестким контролем.
Запись на доске: мотивация – необходимый элемент всякого управления.
Мотивация – необходимый элемент всякого управления (к. 33-3). Есть ли смысл говорить о мотивационном менеджменте?
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива, такие как:
- разнообразие работы по содержанию;
- рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
- удовлетворение от работы и ее результатов;
- повышение ответственности;
- условия для проявления инициативы;
- осуществления самоконтроля.
Но, как уже говорилось, не только мотивы определяют деятельность человека. Иногда вопреки мотивам осуществляются те или иные действия. Сильная система ценностей, например, может противоречить мотивам деятельности.
Самая распространенная система мотивирующих факторов – «кнут и пряник»: страх, дисциплинарная ответственность – доверие, авторитет, вознаграждение. Комбинация этих подходов позволяет судить о разной степени выраженности мотивационного менеджмента (к. 34).
Поэтому в менеджменте большую роль играют приоритеты(к. 35).
Вообще в использовании тех или иных средств менеджмента всегда существуют приоритеты, которые должны выбираться менеджером сознательно в соответствии с масштабами управления, конкретной ситуацией, особенностями персонала и пр. Это главная идея использования механизма менеджмента.
Но мотивационный менеджмент– это не только установление мотивов деятельности (к. 35-1), это построение управления на основе приоритетов тех или иных мотивов, это опора на мотивы как средства управления (к. 35-2).
Запись на доске: мотивационный менеджмент (ММ) – управление на основе приоритетов мотивов, к.35.
Под мотивационным управлением понимается управление, обеспечивающее осознание и выбор способов преобразования влияния внешних стимулов (средствами оценивания, целеполагания, принятия решений), а также ожиданий и корректировки деятельности на уровне людей и групп посредством согласования их ценностей, норм и интересов. Мотивационный тип управления – особый, в нем отдается приоритет мотивации над администрированием и жестким контролем.
Предметом мотивации является деятельность человека. Но это самое общее представление о мотивации (к. 36).
В этой деятельности можно и нужно выделить те факторы, которые могут рассматриваться как приоритетные (к. 36-1).Выбор этих факторов определяется пониманием их состава, который, в свою очередь, отражает потребности конкуренции, особенности фирмы, цели ее развития, положение на рынке и пр. В современных условиях развития экономики России наиболее важными приоритетами, из которых следует делать выбор, являются: стабильность развития, экономия времени, экономия ресурсов, эффективность, производительность труда, качество. Важными приоритетами мотивирования в современных условиях являются образование работников, творчество, групповая динамика (к. 36-1). При этом опорой мотивации (к. 36-2)может быть либо поиск альтернатив поведения, либо исследование возможностей мотивации с точки зрения персонала, организации работы, особенностей менеджера, условий работы и целей фирмы.
Запись на доске: опора мотивации, к.36.
При понимании мотивации следует иметь в виду, что существует (к. 36-3)мотивация на уровне топ-менеджментаи мотивация на уровне непосредственного управления.
Запись на доске: уровни мотивации, к.36.
Они отличаются масштабами деятельности менеджера, масштабами управления. В первом случае надо разрабатывать мотивацию отдельных коллективов, групп, а для мотивации непосредственного управления главным приоритетом является каждый человек в отдельности.
Запись на доске: индивид, группа.
В топ-менеджменте это оказывается технически невозможным, хотя и здесь существует индивидуальное мотивирование, которое осуществляется относительно непосредственно подчиненных менеджеру служащих, его заместителей.