Многозначность (полисемия)

Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте

Лексика и лексические языковые явления

Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте

Лексика - это словарный состав языка.

Также лексика, или лексикология, - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Чаще всего высказывания, адресованные учащимся, ориентированы на выявление и анализ именно лексических явлений.

Например:

  • «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский).
  • «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов).
  • «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русского языка).
  • «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин).

Перечислим основные лексические явления для аргументации:

  • многозначность;
  • синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
  • слова одной тематической группы;
  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы);
  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
  • лексика с точки зрения происхождения;
  • лексика с точкп зрения стилистической окраски;
  • фразеологизмы;
  • тропы (эпитет, метафора, метонимия, гипербола, олицетворение и др.).

Рассмотрим более подробно каждое из указанных явлений.

Напомним характеристику слова с точки зрения количества значений.

 

Именно многозначность является источником для создания ранообразных тропов.

Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Роль многозначных слов в тексте:

  • позволяют выразить тонкие оттенки смысла;
  • служат для создания ярких образов;
  • усиливают эмоциональность речи;
  • служат для выражения авторской оценки.

 

Рассмотрим сказанное на конкретном примере.

Исходный текст:

(1)Когда я однажды пришёл в одну из московских школ, то мне вспомнилось моё впечатление от летней поездки на птичий базар. (2)Ребята высыпали из классов и кричали так громко, что разговаривать было невозможно. (3)Решили в школе создать хор, и ничего не получилось. (4)Все мальчики и девочки сипели, как простуженные. (5)А всё потому, что привыкли не говорить, а кричать. (По С. Макаренко)

Фрагмент сочинения:

Например, в предложении 2, описывая школьную перемену, автор не случайно использует не слово "выбежали", а глагол "высыпали", употреблённый в переносном значении "появиться в большом количестве". Это придаёт описанию особую выразительность: читатель сразу представляет себе школьный коридор, наполненный громко кричащими учениками.