Многозначность (полисемия)
Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте
Лексика и лексические языковые явления
Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте
Лексика - это словарный состав языка.
Также лексика, или лексикология, - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Чаще всего высказывания, адресованные учащимся, ориентированы на выявление и анализ именно лексических явлений.
Например:
|
Перечислим основные лексические явления для аргументации:
|
Рассмотрим более подробно каждое из указанных явлений.
Напомним характеристику слова с точки зрения количества значений.
Именно многозначность является источником для создания ранообразных тропов.
Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Роль многозначных слов в тексте:
|
Рассмотрим сказанное на конкретном примере.
Исходный текст:
(1)Когда я однажды пришёл в одну из московских школ, то мне вспомнилось моё впечатление от летней поездки на птичий базар. (2)Ребята высыпали из классов и кричали так громко, что разговаривать было невозможно. (3)Решили в школе создать хор, и ничего не получилось. (4)Все мальчики и девочки сипели, как простуженные. (5)А всё потому, что привыкли не говорить, а кричать. (По С. Макаренко) |
Фрагмент сочинения:
Например, в предложении 2, описывая школьную перемену, автор не случайно использует не слово "выбежали", а глагол "высыпали", употреблённый в переносном значении "появиться в большом количестве". Это придаёт описанию особую выразительность: читатель сразу представляет себе школьный коридор, наполненный громко кричащими учениками. |