Учебные вопросы.
Управленческие и экономические аспекты КСО.
Лекция 2.
Цвет и геометрическая характеристика формы.
- Для шара характерна одноцветность, потому что форма течет, нигде не останавливается;
- для конуса – двухцветность: коническая поверхность может иметь один цвет, а основание другой;
- у цилиндра – каждое из оснований и цилиндрическая поверхность могут иметь свой цвет;
- для куба – возможна многоцветность, каждая грань может иметь свой цвет.
Однако, форма читается наилучшим образом, когда она одноцветна!
1.Научный менеджмент и социальная ответственность бизнеса.
2.Экономические основы социальной ответственности бизнеса.
1. Научный менеджмент и социальная ответственность бизнеса.
Промышленная революция в мире (ее начало примерно с 1750-х гг.), появление машин, техники, технологий привели к появлению фабрик, заводов, где сосредотачивалось огромное количество работников. В 1880-х гг. в наиболее развитых странах мира (прежде всего в США) появилось мнение о том, что для управления такими большими коллективами работающих людей необходимы какие-то научно обоснованные подходы. Эти подходы в 1895г. предложил главный инженер одной из горнодобывающих американских компаний Ф. Тейлор на заседании американского общества инженеров-механиков. Хотя различные подходы к этой проблеме обсуждались на заседании общества еще в 1886 г. (этот год считается в США годом создания научного менеджмента), на этом заседании клуба присутствовал Ф.Тейлор. Он позднее, как мы выше отметили - в 1895 г., предложил совершенно революционные подходы, которые сначала были восприняты критически, но впоследствии, уже в XX в., после кончины их основоположника в 1915 г., они стали применяться на различных предприятиях и показали свою состоятельность. Ф.Тейлор утверждал, что «научное управление ни что иное, как некое средство, экономящее труд». При этом он выступал за «определенное и тщательное исследование каждого рабочего . . . чтобы найти такое дело, в котором он будет первоклассным». Он доказывал, что «управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы». Разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы «научного менеджмента» должны были заменить устаревшие «донаучные» приемы управления.
Основные положения научного менеджмента Ф.Тейлора состоят в следующем:
- признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого - рационализация производства;
- расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с цепью нормирования труда рабочих;
- планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;
- увеличение производительности труда на основе справедливого мознаграждения за конечный результат;
- подбор работников в соответствии с их физическими и умственными возможностями и обучения.
Идея Ф.Тейлора о разделении работы на отдельные операции прицепа к созданию сборочного конвейера, воплощенного его знаменитым последователем Г.Фордом и сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине XX века. Г.Форд, как один из основоположников научного менеджмента, внес свой существенный вклад в теорию корпоративной социальной ответственно. В частности, в 1910-е гг. Г.Форд, руководствуясь исключительно »кономическими соображениями, решил вовлечь работников своих предприятий в формирование прибыли. Но сделал это оригинально, проводя свою социальную политику. Для участия в прибыли он разделил работников на три категории:
- женатых людей, которые жили со своей семьей и хорошо ее обеспечивали;
- холостых старше 22 лет с явно выраженными хозяйственными привычками;
- молодых мужчин моложе 22 лет и женщин, которые служили единственной опорой для каких-нибудь родственников.
Сопоставив различные экономические показатели, Г.Форд определил, что вышеотмеченной категории работников он может платить им зарплату по 5 долларов в день (при средней зарплате 2,5 доллара) при исполнении ими элементов определенного социального поведения. В частности, женатые люди, которые получают повышенную зарплату, должны жить со своими семьями и заботиться о них. Сразу, когда этот план начал действовать право на прибыль было признано за 60% мужчин; этот процент повысился через шесть месяцев до 78%, а через год до 87 %; через полтора года не получал премии всего один процент.18 Контроль за поведением работников вне производства, которые получали прибавку к зарплате, осуществлял специально созданный Г. Фордом социальный отдел из 50 человек.
Г.Форд считал, что благотворительность вредна для хорошей жизни людей. Каждый человек может себе зарабатывать по мере сил. Он отмечал, что «подавать легко; гораздо труднее сделать подачку не требующейся». По его мнению, профессиональная благотворительность не только бесчувственна - от нее больше вреда, чем помощи. Опыт фордовских предприятий показал, что в хорошо организованной промышленности всегда может быть место для калек, хромых и слепых. Г.Форд отмечал: «Если непрестанно иметь в виду мысль о служении, то в каждой местности работы найдется больше, чем рабочих рук в наличии». С этой целью на своих предприятиях Г.Форд проводил специальную политику по вовлечению инвалидов в трудовой процесс. Выяснилось, что до 40% всех технологических операций по созданию автомобиля может выполняться работниками с разными физическими недостатками- инвалидами, которые относятся к своему делу не хуже полностью здоровых. В связи с этим, с 1914 г. на предприятиях Г. Форда закрепилась традиция (она существует и в настоящее время) по приему на работу инвалидов.
Рассуждая о социальной ответственности на фордовских предприятиях необходимо также отметить, что эта ответственность проявлялась в системе здравоохранения и образования. В частности, работники могли лечиться в своей (она имела название «Больница Форда») больнице, но они одновременно и отрабатывали свое лечение тем, что в перерывах между процедурами выполняли различную мелкую работу (сборка различных реле, отдельных частей автомобиля). Но врачебный персонал больницы был подобран таким образом, чтобы больной проходил качественное лечение. Врачи больницы получали повышенную зарплату, но для них было условие: нигде больше не заниматься частной врачебной практикой. В больнице был основной принцип: интересы пациента превыше всего.
Г.Форд содержал специальную гимназию, где обучались дети с 14-15 лет. Кроме того, в 1916 г. была открыта «Промышленная школа Генри Форда». Школа частная и открыта для мальчиков от 12 до 18 лет. Каждый ученик получал при поступлении в школу годовую стипендию. Постепенно, при удовлетворительных успехах, эта стипендия повышается до 600 долларов.
Что же понималось под успехами учеников? Занятия в школе вечно, следующим образом: одна неделя в школе и две недели в мастерской. Примечательно, что все обучение было привязано к предприятию. Например, занятия по математике строились на конкретных примерах предприятия.
Таким образом, Г. Форд является первым оригинальным бизнесменом, который придумал и внедрил свой особый вид внутрикорпоративной социальной ответственности. Как мы уже отмечали, Г.Форд был противником благотворительности, т.к. считал, что благотворительности нет там, где пребывает уверенность в своих силах. Очевидно, что именно специфическая социальная ответственность перед работниками своих предприятий - это один из важных инструментов, которые привели фордовские предприятия к экономическому успеху, развитию успешного рынка автомобилей марки «Форд» не только в США, но и во всем мире.
Наиболее близким соратником и последователем идей Ф.Тейлора американский инженер Г. Гантт. Разделяя взгляды Ф.Тейлора и будучи по оценке последнего «первоклассным экспериментатором», он |канительно развил и углубил положения научного менеджмента, разработал методику сдельно-премиальной системы оплаты труда, предложил схемы оперативного планирования, увековечившие его имя («Гантт-схемы»), внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Ключевыми характеристиками подходов Г. Гантта являются утверждение ведущей роли человеческого фактора в производстве и заявление о том, что рабочему человеку должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но н состояние удовлетворенности. Он призывал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми, мы обязаны направлять их развитие».
Неодинаковое видение проблем промышленной психологии стало одной из основных причин напряженности в отношениях Ф.Тейлора и Г.Гантта. Позиция Ф.Тейлора сводилась к нежеланию рассматривать какие-либо аспекты производства, кроме технологических. Г.Гантт, наоборот, понимал и чувствовал не только технологические, но и управленческие проблемы системного характера, и пытался найти пути их решения. К этой практике Ф.Тейлор относился неодобрительно. Он считал ее ненаучной.
В частности, в отличие от Ф.Тейлора Г.Гантт указывал на социальную ответственность бизнеса и менеджмента, имеющих широкие обязательства перед обществом. Г.Гантт отмечал в своих работах: «Система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу, в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами».
2. Экономические основы социальной ответственности бизнеса.
Деловой мир в последнее время пришел к выводу, что повышение эффективности деятельности и получение предпринимательской прибыли в значительной мере зависит не только от традиционных экономических факторов, но и других, не имеющих традиционно непосредственного отношения к производственным и сбытовым процессам. Стабильность корпораций теперь зависит не только от производства качественных товаров и услуг, но и в активной их деятельности в решении социальных проблем трудовых коллективов и местного сообщества, системно выстраивать отношения с партнерами, органами власти, средствами массовой информации, потребителями и акционерами.
Использование исторического метода в нашем исследовании показывает, что зарождение концепции социальной ответственности бизнеса на Западе началось в начале XIX в., с движения в защиту прав трудящихся, возникшего в результате развития экономической мысли о нормах морали и человеческих издержках в период начала индустриализации. При этом необходимо отметить, что один из основоположников этого мировоззрения является английский промышленник, социалист-утопист Р.Оуэн, который разработал план по улучшению условий жизни рабочих и сделал попытку его осуществления на одной из шотландских фабрик. ,В 1818 г. состоялся конгресс «Священного союза», где Р.Оуэн потребовал принятия мер по защите прав рабочих и предложил проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися, которые впоследствии привели к осознанию обществом необходимости государственного и международного регулирования социально-трудовых отношений. Совместно с рядом известных бизнесменов, политиков и экономистов он неоднократно обращался к правительствам европейских и предлагал им принять международные законы об условиях труда на заводах, рудниках и шахтах. Р.Оуэн выдвинул три довода в пользу принятия международных трудовых норм:
- облегчить тяжелую долю трудящихся масс;
- укрепление социального мира в промышленно развитых странах II целях предотвращения общественного потрясения, т.к. коммунистическая пропаганда набирала силу;
- международное регулирование труда поможет странам с защищающим трудящихся законодательством уравнять международную конкурентоспособность всех государств.
В дальнейшем, уже после революции в России 1917 г., в 1919 г. была создана Международная Организация Труда (МОТ), которая в
•моем уставе взяла за основу идеи Р.Оуэна по достижению социальной справедливости. Следует отметить, что следующий исторический этап развития философии социальной ответственности пришелся на период
•Великой Депрессии» (конец 1920-х - начало 1930-х гг.) и после Второй Мировой войны - начало 1950-х гг. В период «Великой Депрессии» 1*>30-х гг. основной заботой большинства предприятий в мировом экономическом сообществе было элементарное выживание. Экономические факторы при этом были решающими. При этом никто из трудящихся не ждал от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест. В это время любая корпорация рассматривалась как экономическая целостность, которая обязана заботиться только об эффективности не пользования своих ресурсов. Этим самым корпорация выполняла экономическую функцию по производству товаров и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременную работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
Итак, 1930-е гг., в западных странах, характерны как сугубо экономические, где социальная ответственность бизнеса была направлена на максимизацию доходов собственников и реализовалась под девизом «максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса».22 В период Второй Мировой войны, с 01.09.1939. по 09.05.1945 гг., вся экономическая система стран работала на производстве военной техники и, естественно, ни о какой социальной ответственности бизнеса речи не было.
И только в 1950-е гг. (в 1953 г.) появилась первая фундаментальная работа «Социальная ответственность бизнесмена» Р.Боуена, где он отмечал, что социальная ответственность бизнесмена состоит в «реализации той политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общест-ва.23По его мнению, концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу. Его основная идея — это то, что организация есть нечто большее, чем просто экономическая целостность.
После выхода работы Р. Боуена возникла дискуссия о сущности корпоративной социальной ответственности (КСО), которая свелась к двум основным позициям. Дело в том, что при кажущейся простоте классическая формула Р. Боуена, содержавшая ссылку и на цели, и на ценности, была противоречивой внутренне. Это противоречие, однако, заключалось не в очевидной дихотомии целей и ценностей. Сама по себе она, конечно, носит характер некоторой условности, т.к. с одной стороны, достижение целей, определяемое в качестве нормативно оправданной деятельности, включает в себя определенные ценности. С одной стороны, подходы Р. Боуена предполагают существование как бы общественного договора между бизнесменом и обществом, его ценностями24. Но с другой стороны, этот договор предполагает наличие особой моральной установки у бизнесмена, которая способна не только отражать ценности общества, но и формировать их.
Именно эти два взгляда и создали философию понятия: корпоративная социальная ответственность во второй половине XX в. и начале \Х\ в. Первую позицию (общественный договор), т.е. «внешнюю» природу источников корпоративной социальной ответственности, отстаивали экономисты (менеджеры) и политологи. Вторая, моральная, которая предполагает доминирование «внутренних» источников корпоративной социальной ответственности, поддерживается преимущественно философами и социологами.
Первая позиция свое начало берет в работах таких ученых как М Фридман, Дж.Гэлбрейт, К.Девис. Например, Дж.Гэлбрейт в своей шдменитой книге: «Новое индустриальное общество» определил «индустриалистскую» ветвь институционализма, которая и предопределила индустриальную систему». Характерными особенностями нового индустриального общества становятся активная роль государства, глобальное планирование, слияние крупных корпораций с государством. Дж.Гэлбрейт отмечает: «Требования, диктуемые техникой и организацией производства, а не идеологические символы - вот что определяет облик экономического общества». Категория ответственности представлялась ими как универсально необходимая для существования капиталистического общества. При этом ни корпорация, ни топ-менеджеры не рассматривались как моральные агенты, способные к формированию собственного взгляда на социальную ответственность.
По мнению М.Фридмана, в свободном обществе «...существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использование » моих ресурсов для участия в деятельности, направленной на повышение его прибылей, в той мере, в которой она соответствует правилам игры, обеспечивающим открытую и свободную конкуренцию без обмана и мошенничества». При этом, рассуждая о социальной ответственности, М.Фридман призывает еще раз вспомнить А.Смита и его определение, что «ведом невидимой рукой способствовать достижению цени, не входившей в его намерения. И обществу не всегда хуже от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свой собственный интерес, человек часто больше способствует интересу общества, чем если он действительно вознамерился ему способствовать. Я никогда не видел, чтобы люди, взявшиеся торговать ради общественного блага, приносили много добра».27
По мнению М.Фридмана, если руководитель корпорации примет на себя какую-либо социальную ответственность, кроме ответственности заработать для своих акционеров, то такая корпорация не имеет достаточно стабильной перспективы. Корпорация является орудием владеющих ею акционеров и когда она жертвует деньги, она отказывает отдельному акционеру в праве решать, как ему распоряжаться своими собственными средствами, считает М.Фридман , Нобелевский лауреат по экономике.
Кроме того, «отец монетаризма» М.Фридман в одной из своих статей отмечал: «Когда я слышу, как бизнесмены выразительно рассуждают о «социальной ответственности бизнеса бизнеса в рыночной экономике», я невольно вспоминаю одну историю о французе, который, когда ему исполнилось 70 лет, вдруг обнаружил, что он говорил прозой всю жизнь. Бизнесмены верят в то, что они защищают рыночное хозяйство, когда не без пафоса утверждают, что бизнес связан не только с получением прибыли, но и с достижением определенных социальных результатов, что у бизнеса есть особая «социальная совесть», и что он несет ответственность по обеспечению занятости, устранению дискриминации, предотвращению загрязнения окружающей среды и чего-либо иного, что входит в лексикон современного поколения реформаторов. Они фактически проповедуют - или проповедывали бы, если бы они сами или кто-нибудь вообще воспринимал это всерьез, - чистый и неприкрытый социализм. Бизнесмены, рассуждающие таким образом, являются невольными марионетками тех сил, которые подрывали устои свободного общества в течение последних десятилетий».
Можно согласиться с М.Фридманом только в том, что трудно выбрать сферы проявления социальной ответственности корпораций. Он справедливо спрашивает о том, как узнает менеджер, каким образом нужно расходовать средства, предназначенные на реализацию социальных целей?
Таким образом, представляется целесообразным рассмотреть аргументы, которые положительно влияют на экономическую составляющую корпоративной социальной ответственности:
- значительная вероятность получения более высокой прибыли в перспективе (стабильная социальная ответственность формирует имидж корпорации, ее деловую репутацию; все это положительно влияет на покупателей потребляющих товары и услуги корпорации, повышая ее доходность);
- вокруг социально ответственной корпорации формируется благожелательная внешняя среда, что способствует увеличению ее прибыли;
- благожелательное отношение к социально ответственным корпорациям со стороны государственных, региональных и муниципальных органов власти, что позволяет получать определенные блага в виде отсутствия претензий со стороны органов госрегулирования, а также возможность получения госзаказов;
- взаимосвязь власти и ответственности за власть (в западном менеджменте существует так называемый «Железный закон ответственности», который гласит: «В долгосрочном периоде безответственное с точки зрения общества использование своей власти неминуемо ведет к потере этой власти»);
- вероятность предотвращения проблем в будущем (социально от-нетственные корпорации следуют более «духу, а не букве закона», что позволяет им при вероятном изменении законодательства, например, в сторону принятия более жестких стандартов качества товаров и услуг пни норм загрязнения окружающей среды, или правил рекламной деятельности, быть более мобильными и максимально готовыми к деятельности в новых условиях);
- корпоративная солидарность (социально ответственное поведение корпорации, как правило, положительно влияет на мотивацию персонала и формированию благоприятного климата в коллективе, дополнительной мотивации труда, а это в свою очередь ведет к росту производительности труда и улучшению финансово- экономических показа-1спей деятельности корпорации).
Необходимо отметить, что в 1960-е гг., в первоначальной стадии перехода к постиндустриальному развитию, в общественном сознании появилась оппозиция жесткому миру предпринимательства, образовался
активный интерес к таким проблемам, как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение окружающей среды отходами производств и состояние среды обитания в целом. Появилась гуманистическая направленность в мировой экономической политике. Этому способствовала «кейнсинизация» экономики западных стран, т.е. доминирование социальной защищенности работников в производственных отношениях. При этом получили развитие в обществе трудовые профсоюзы, которые выдвигали различные требования, среди которых самыми важными были восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда в целом.
Все это привело к пересмотру социальной политики предприятий и появлению концепции корпоративной социальной ответственности. Появился лозунг о необходимости повышения уровня решения социальных проблем собственного персонала именно на предприятиях. Корпоративная социальная ответственность стала рассматриваться как добровольный отклик организации на социальные проблемы, и, прежде всего, своих работников. Поэтому этот первоначальный этап можно назвать как период внутрикорпоративной социальной ответственности.
В 1970-е и 1980-е гг. в мире появилась идея разоружения, развитие атомной энергетики, поддержка стран третьего мира, защита флоры и фауны и др. Появившиеся в это время признаки экономического кризиса привели к пониманию особой роли бизнеса в обществе. Это повысило ответственность организаций. Все это подтолкнуло организации к необходимости направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества, его совершенствование и гуманизацию. Таким образом, в этот период начали меняться формы проявления социальной ответственности бизнеса, который берет на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счет повышения качества жизни как собственного персонала (семей), так и всего местного населения и общества в целом.
В Западных странах сама социальная ответственность бизнеса начинает трактоваться как добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической, экологической и др. сферах, что предполагает выход бизнеса за определенные рамки законодательных основ своего функционирования. Коммерческий успех корпораций начинает связываться с этическими ценностями общества, уважения к людям, отдельному человеку.
Итак, последний исторический этап развития социальной ответственности пришелся на период: конец 1990-х - настоящее время.9
Этот этап развития социальной ответственности бизнеса связан с появлением процессов глобализации, возникновением различных технологий информационной направленности, которые стали способствовать концентрации экономической власти в руках относительно небольшого количества корпораций.
Для того, чтобы заработать право на свою активную деятельность корпорации вынуждены прислушиваться к своим акционерам и окружению местных сообществ. Таким образом, рентабельность корпорации начала связываться не только с экономической эффективностью, но и с ее готовностью соблюдать законы общества:
Под корпоративной социальной ответственностью можно понимать такую философию поведения компаниями и отдельными бизнес-структурами, которая направлена на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон для целей устойчивого развития.