Структура и номенклатура требований по эргономике. Группы и подгруппы требований

Эргономические требования. Виды, способы задания. В каких технических нормативных правовых актах они содержатся

Эргономика как наука и ее предмет. Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики

VII. Ход занятия

VI. План занятия

Этапы Содержание Время Всего 35 минут
1. Организация пространства классного помещения. 3 минуты
2. Организация детей на занятие. Приветствие. 2 минуты
3. Филворд. 1 минута
4. Объявление темы. 10 минут
5. Презентация. 2 минуты
6. Видеофильм. 7 минут
7. Игра. 5 минуты
8. Подведение итогов. 4 минуты
9. Организационный конец занятия. 1 минута
№ плана занятия/ слово ведущего Ход занятия Действия детей
1.   Организация пространства классного помещения. Ребята, вы разбились на группы в соответствии с жетонами. Нам понадобятся авторучки. Ранцы уберите, пожалуйста, в конец класса и найдите свое место по цвету жетончика. На счет 3 нужно занять свое место. Один, два, ТРИ! Убирают ранцы в конец класса.
2.     3.   4. Организация детей на занятие. Приветствие. Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по прекрасному городу Санкт – Петербургу. Филворд. Сейчас вам предстоит разгадать филворд. Филворд представляет собой поле, заполненное буквами. Из всей этой комбинации букв Вам необходимо отыскать слова, которые указываются в виде отдельного списка прилагающегося к данному филворду. Искомые слова в поле филворда могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз. По мере разгадывания филворда рекомендуется удалять из списка все найденные слова. После нахождения всех слов, в поле еще остается несколько отдельно стоящих букв, из которых Вам необходимо будет составить одно целое слово. Что такое архитектура? Как украшены здания Санкт-Петербурга?   Сообщение темы. Сегодня расскажу вам о декоративном убранстве некоторых зданий. Прочитайте тему нашего занятия на доске. Кто из вас знает имена богов и героев Древней Греции и Рима? Посмотрите презентацию и послушайте мой рассказ, Старайтесь запоминать, т.к. дальше нас ждет игра. Тема нашего путешествия «Боги и герои в архитектуре Санкт – Петербурга».   Дети разгадывают филворд.   Тема записана на доске  
5.   6. Показ презентации. Слайд 3. Петропавловская крепость — начало города. Иоанновский мост ведет к Петровским воротам крепости. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры. Это Афина Полиада (Городская) и Афина Паллада (Воительница). Слайд 4. На Стрелке Васильевского острова в первые десятилетия XVIII века был расположен главный торговый порт города. В 1816 году строго по оси Стрелки поднимается здание Биржи. С аттика здания Биржи по замыслу архитектора Тома де Томона навстречу пристающим к берегу кораблям протягивает руку Нептун. В другой руке он держит трезубец, символ своей власти. Бог морей выплывает из морской пучины в колеснице, в которую запряжены морские кони. Слайд 5. Триумфальная колесница с шестеркой коней и богиней Никой установлена на арке Главного штаба в 1828 году в честь победы России над Наполеоном. Арка была сооружена по проекту Карла Росси, а колесницу Нике создавали скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Богиня победы стоит с полководческим жезлом в одной руке и лавровым венком в другой. Воины-копьеносцы сдерживают разгоряченных коней. Слайд 6. Самый красивый петербургский Меркурий (Гермес) стоит у фасада дома № 56 на Невском проспекте. В этом пышном здании, где сегодня находится Центральный гастроном, в начале XX столетия размещался знаменитый магазин купцов Елисеевых. Слайд 7. Сына Зевса Геракла можно увидеть между колонн на фасаде здания Академии художеств, построенного в 1788 году. Неподалеку от него на том же фасаде богиня цветов и юности Флора. Она держит в руке венок. Слайд 8. Квадригой называют античную двухколесную повозку, запряженную четверкой коней в один ряд. Такой квадригой управляет на аттике Александрийского театра бог солнечного света лучезарный Аполлон. В одной руке Аполлон держит кифару — струнный инструмент, подобный его предшественнице лире, в другой — лавровый венок. Таким венком венчали победителей не только воинских сражений, но и состязаний на сцене. Слайд 9. В 1801 году у Марсова поля был воздвигнут памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского. Великий полководец изображен в облике средневекового рыцаря, не имеющего внешнего сходства с Суворовым. Аллегорический образ Суворова воспринимается многими как скульптура бога Марса. Этому способствует и то обстоятельство, что полководца еще при жизни называли богом войны. Слайд 10. Атланты, вошедшие в песни о городе на Неве, являются одним из символов Петербурга. Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. Их создатель - скульптор А. И. Теребенев, под руководством которого в 1844-1849 годах работало более 150 каменотесов. Атланты охраняют вход в "хранилище муз" - здание Нового Эрмитажа, построенное по проекту архитектора Лео фон Кленце в 1842-1851 годах специально для растущей коллекции предметов живописи и искусства. Показ видеофильма. Дети внимательно слушают рассказ о богах и героях.
7.   8.   9.   Игра. А теперь давайте поиграем. Перед вами лежать листы с изображениями богов. Соотнесите названия и изображения. Молодцы! А сейчас перед вами на столах лежат мозаики. Из кусочков вы должны собрать изображение какого-то архитектурного произведения. И не просто собрать, а вспомнить его название. Что вы знаете об этом строении? Где оно находится? Подведение итогов. Что понравилось на сегодняшнем занятии? Что нового узнали? Организационный конец занятия. Спасибо большое, ребята! Вы сегодня активно работали. Надеюсь, вам понравилось наше занятие, и вы многое узнали. До встречи. Дети собирают мозаику.   Дети выполняют задание.     Дети отвечают на вопросы.  

 

 

 

Эргономика - это научное направление, изучающее человека или группу людей и их деятельность, в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий, и процессов труда и обеспечения необходимых удобств содействующее развитию способностей работника.

Эргономика – это область прикладных научных знаний о человеке к проектир. предметов, систем и окружений используемым им.

Эргономика связана с:

o Психологией

o Биологией

o Экономикой

o Экологией

o Дизайном

o Кибернетикой

o Медициной

o Охраной труда

Этьен-Жуль Марэн 1882г он изучил человека как механизм (236косте, суставы)

Фредерик Тейлан – он взял определять рабочих (их скорость)

Генри Форд – создал первый конвеер из рабочих движений.

Бихевианизм (наука поведенческая)

Увотсон – научная организация труда.

Мюрстерн Берг предложил схему записи движения – алгоритм деятельности человека при выполнении каких либо операций.

Научно-технические предпосылки. Предпосылками возникновения и развития эргономики послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе научно-технической революции и оказавшиеся не разрешимыми средствами только технических и меди­цинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и объединить их в общую систему требований к содержанию и характеру труда в СЧМС. На основе теории и методологии такого объединения и возникла эргономика.

Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмо­циональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.

2. Основные школы и направления современной эргономики. Основные понятия. Принципы построения системы «человек-машина-среда»

 

Бегтерев – создал в 1908г психоневрологический институт в Петербурге. В 1918г был создан институт мозга и психической деятельности – на базе создания определённых требований. Отдел психологии – владел Мясищев. Он подготовил проект создания института (Эргологический)

А.Гостев с ним работает А.Багданов.

Багданов – создал науку тектология. Они создали институт труда – где за ним эргономические исследованиями.

Эргономика появилась во время Второй Мировой войны.

В Беларуси:

В 20-м г в Гомеле создан «Психологический исследовательский кабинет» - Выгодский.

В 1925г в Минске Василевский созд Центральную психологическую лабораторию.

В 1949г в Великобритании созд «Эргономическое исследоват общество»

В Германии – психотехника.

1961г созд институт ВНИИТЭ в Москве

Эргономика – это естественно научноая основа дизайна (В.Н. Мунипов) с ним работ Зинченко в направлении дизайна.

Б.Ф. Ломов – психолог – инжинерная психология.

Последняя школа: Венда, Пископель.

3-я школа: А.И. Губинский – создал науку «Эрготические системы», где эрган рассматривается как область моделирования.

Система –Человек – Машина – это система вкл в себя человека, машину, по средствам кот он осуществл труд деятельность и среду на рабочем месте.

Человек оператор – это человек осуществл. трудов деятельн., основу кот. Составл. Взаимодейств. с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.

Человеческий факторы – это средства С Ч М обусловл. положением и ролью в ней человека, и в эргономика в качестве чел фактора понимается совокупность антропометрических, психофизиологических, психологических свойств и особенностей, определяющих взаимную адаптацию чел с машиной и окруж средой.

Машина в СЧМ- это совокупность технических средств, использ. чел оператором в процессе деятельности

Среда на рабочем месте – это совокупность физических, химических, биологических и психологических факторов возд на чел, на его рабочем месте, входе его деятельности.

Деятельность чел оператора – это процесс осуществл оператором для достижен поставл перед СЧМ целей.

Качество деятельности оператора – совокупность свойств деятельности оператора, обуславл её выполнениям в конкрет услов.

1. Среднее время выполнения оператора определения функций, оно характер быстродействие опперат или норму времени.

2. Производ труда оператора характер быстродействие операт, но это т.н. норма выработки, объёма опред работа в 1-цу времени.

Надёжность оператора – это св чел операт сохранять работоспособность состояния в течении требуемого интервала времени.

Ошибка оператора – это непраильное выполнения или невыполнение операт предписанных действий.

Рабочее место оператора – часть пространства в СЧМ оснащённое средствами отражения информ, органами управления и вспомагат оборудовании и предназнач для осущ деят оператора.

Постоянное рабочее мето – где чел наход более 50% времени или 2 ч непрерывно.

Непостоянное раб место – наоборот.

Принципы построения СЧМ

1. Принцип «Антропоцентризма» его придумал Ломов. Он рассматривал всякую систему, машину для человека. Во главе чел когда эта система проектир., то всё должно гармонировать и быть удобным для чел.

2. Принцип «Функционального подхода» - когда главным становится цель системы, а роль человека сист распред т.о., чтобы выполнять роль системы

 

Эргономич требов-нормированные по отношению к изделию(его элементам), к кач-ву и напряженности деятельности чел-опер значения показателей эргономич св-в процесса, средств и условий деят-ти, а также методов и средств формир-ия и поддержания необход работоспособности чел-опер.

Требов бывают общие и частные.

Общие-нормативные док-ты:

-по охр труда (правила по охране труда, МПОТ)

-типовые инструментации по охр труда (ТНОТ)

-правила технич эксплуатации (ПТЭ)

Санитарно-гигиенические документы(ГН):

1.санитарные правила и норы(СанПиН)

Строительные нормы(СНиП) и правила:

1.по стандартизации: ГОСТ (гос стандарт), СТБ (стандарт Беларуси), ГОСТ 12.0.001-80, 12.2.032-78

ССЭТО-система стандартов эргономич требов и эргономич обеспечения (ГОСТ 29.0.001-86)

ССЭТЭ-сист стандартов эргономич и технич эстетики (ГОСТ 30.001-87)

Комплекс стандартов СЧМ (ГОСТ 23000-78)

 

Осн группы общих эргономич требований:

1.требов к организ СЧМ:

-эргономичность СЧМ

-распределение функций между оператором и технич средствами

-квалифик-ия опер

-численность опер и распределен функ между ними

2.требов к организ деят-ти оператора:

-алгоритм деят-ти оператора

-инф-ые модели деят-ти опер

-требов к эксплуатационной док-ции

3.требов к технич средствам деят-тиопер:

-конструкция и компоновка раб места опер

-взаимное располож раб места и средств отображен инф-ции коллективного пользования

-форма, расположение, размеры приборных панелей и пультов упр-ия

-требов к обзорности приборных панелей и пультов упр-ия

-требов к досягаемости органов упр

-размещен и группирование элем приборных панелей и пультов упр

-требов к средствам отображения визуальной инф-ции

-требов к средствам аккустич инф

-требов к средствам тактильной инф

-требов к визуальным оптич приборам получ инф

-требов к органам упр

-кресло оператора

-оборуд на раб месте

-требов к инструменту

4.формир-ие и поддержание работоспособности операторов:

-организация обучен и тренировки

-организация профессионально-психофизиологического отбора

-комплектование коллективов

-режим труда и отдыха

-требов к аппаратуре обуч и тренировки

-требов к аппаратуре контроля функционального состояния

-треб к экипировке и спец снаряжению

5.треб к обитаемым помещениям:

-форма и объем помещ

-треб к элем помещ, обеспечивающим вход и выход из него, перемещении внутри помещ и оборудование помещений

6.треб к факторам внешней среды:

-треб к физич средствам

-треб к химич факторам

-треб и биологич факторам

-треб к соц-бытовым факторам