Символьная соционика: личный опыт понимания и применения.
Лирическое отступление 1
Что такое соционика?
Направления исследований | Цели | Некоторые побочные эффекты (как результат длительного применения) | |
Соционика(наука это или нет неважно, важно, что как инструмент исследования мира это работает) | Определить свой ТИМ, оценить свои + и - | Наладить отношения с собой* | - развитие внимания - в сложных ситуациях происходит переключение с эмоций на анализ - моделирование ситуаций общения со временем переходит в привычку. А это практически программирование собственной судьбы. |
Определить ТИМ партнера по общению, оценить его + и - | Наладить отношения с другими |
*именно этап «наладить отношения с собой» некоторые соционики-пользователи по моим наблюдениям опускают. Это проявляется еще и в том, что люди стремятся, чтобы кто-то умный и авторитетный им определил их тип, рассказал как жить, а, заодно, убедил как-нибудь поубедительнее, что все у них с соционикой и вообще будет хорошо. Так вот, мой личный опыт говорит о том, что типировать себя нужно исключительно самостоятельно и это самый эффективный путь, если по жизни вы намерены развивать свою личную силу, а не чью-то. Кроме того, увлекаться кокетством в духе «ну, протипируйте еще и вы меня» не стоит. Это мое личное субъективное мнение.
Лирическое отступление 2
Теория Берна
Согласно теории Берна структура личности каждого человека независимо от его возраста состоит из трех зон или блоков (не путать с Фрейдом), условно называемых: Родитель, Взрослый, Дитя. По сути это три разных состояния психики, в которых человек может действовать. Примечательно, что человек может очень быстро «перемещаться» по этим трем уровням, а может «застрять» на одном из уровней. Вопрос в том насколько осознанно это происходит.
Зона | Проявление | Ключевые слова | Функции |
Родитель Р | а) приказывает, контролирует, оценивает, осуждает; б) сочувствует, заботится, поощряет. | Такой порядок Так было всегда Должен Так надо Ничего не могу изменить | Система ограничений, ритуалов, правил, предписаний, исходящих извне. Личная ответственность отсутствует (виноваты правительство, начальство, соседи, муж/жена… только не я). Когда вам необходимо действовать как элемент системы, зона родителя (Р) может быть использована как страховочная, то есть эффективно (я действовал четко по инструкции). |
Взрослый В | ● сбор информации; ● анализ, проверка ее достоверности; ● принятие решений | Почему? Что именно? Каким образом?, согласен/не согласен, мое мнение и т.д. Я должен потому что мне интересно и поэтому Я ОТВЕЧАЮ ЗА РЕЗУЛЬТАТ | Объективная оценка реальности, конструктивное поведение, принятие самостоятельного, взвешенного и здравого решения. Руководство в своем поведении не эмоциями и желаниями (Д), не нормами (Р), а рациональностью, взвешенностью поступков, их обдуманностью, исходя из анализа ситуации. Это зона личной ответственности. |
Дитя Д | а) потакание себе: действия необдуманны, импульсивны, непредсказуемы. б) угодить другому (чувство вины, страха перед наказанием, стыда). в) провокацирующее поведение: негативизм, капризность, возмущение, гнев. г) застенчив, стеснителен, обидчив. | Интересно Авось прокатит Хочу А мне по фиг Я тут не при чем | Стремление выйти за пределы ограничений, быть беззаботным, спонтанным. Эмоциональная несдержанность взрослого – это проявление детской позиции. Это зона риска, творчества, отдыха и «баловства». Личная ответственность отсутствует. |
Подробнее о теории Берна можно прочитать тут: http://psy.gkbsviaz.ru/lim/obsheprof/psobshen/doc48_6a.html
Описание Значений карт: проявляется ситуативно, на уровне поведения, при решении тактических задач.
Король | Дама | Рыцарь | Паж | |
Образы | ||||
Соционические функции | Экстраверсия Сенсорика | Интроверсия Сенсорика | Экстраверсия Интуиция | Интроверсия Интуиция |
Ключевые слова | Статус, власть, авторитет, лидерство империя | Сохранение, наполнение, консерватизм, клан, монастырь, рутина | Уникальность, неповторимость, невозможное возможно, мозговой штурм | Самодостаточность, «свое кино», сам по себе |
Направление деятельности | Стремление к захвату максимально возможного пространства, большего, чем есть, схватить здесь и сейчас | Стремление к удержанию захваченного, отграничение своего пространства от чужого, упорядочивание своего пространства | Стремление быть одновременно в прошлом, настоящем и будущем, обнаружить новую границу, создать новую форму, форма превалирует над содержанием | Сам в себе и для себя, стремиться отгородиться от внешнего мира. Для него не существует насилия, так как насилие над внутренним миром невозможно. |
Символы | Расширяющееся пространство | Сжимающееся пространство | Расширяющееся время | Остановившееся время |
Развитый вариант | Готов нести ответственность за других (свиту) и принимать оптимальные решения в кризисных ситуациях. | Готов наводить и сохранять порядок, ценности, традиции. В кризисные времена покровительствовать (принимать на баланс) другим ТИМам. | Готов обогащать идеями, оплодотворять почву, быть первопроходцем, первооткрывателем, умеет «наступать на горло своей песне», быть востребованным. | Готовность «выползать из своей раковины» и принимать участие в общем деле, работать над общей задачей |
Неразвитый вариант | Деспот, не видит свою ограниченность, присвоение чужих заслуг, «голый король» | Зануда и педант, на его клумбе жить только по его правилам, «злая мачеха» | Склонен к эпатажу, выскочка, непризнанный гений, «белая ворона» | Аутсайдер, «человек в футляре» |
Описание Значения мастей: проявляется как фон, на уровне суждений, при решении стратегических задач.
Посох | Кубок | Меч | Пентакль | |
Соционические функции | Рационал Этик | Иррационал Этик | Иррационал Логик | Рационал Логик |
Социальная функция | Нравственность общества, обеспечение саморегуляции социума | Смазка общества, чтобы человек не чувствовал себя одиноким | Индивидуальное мастерство, создание новых алгоритмов | Командная работа, серийное производство, прибыль |
Символы, стихия | Огонь | Вода | Воздух | Земля |
Описание | Помешаны на правильно/неправильно. Суждения посохов направлены на соответствие установленным нормам морали и социальным правилам. | Суждения кубков ориентировано на индивидуальное отношение к человеку (нравится/не нравится), кажутся бесхребетными, так как всегда отражают других. | Парадоксальное мышление, неформальная логика, логика дзэн. | Ориентирован на формальную логику и жесткий алгоритм. |
Мотивация | Режиссура, спектакль | Отражение, вдохновение | Спортивный интерес, новый алгоритм, эксперимент | Четкий механизм, все просчитано и предусмотрено |
Кармическая задача (отработка судьбы по масти) | Нести ответственность, когда судите кого-то и обрекаете на наказание. Чтобы посох внутренне имел право судить и «выносить приговор», все страдания и испытания, на которые он обрекает другого, он сам должен пройти, пропустить через себя. | Нести ответственность за то, что отражаете. Быть искренними, держать психологическую дистанцию согласно ситуации. | Нести ответственность за эксперимент от а до я. Вместо жесткого контроля разобраться – что не так. Нужно понимать, что существует невозможное. Соизмерять цель и ресурсы. | Нести ответственность за адекватное распределение ресурсов и обязанностей в команде, чтобы все вышли в «+». Засеять и получить урожай. |
Непроработанная масть | Навязчивые манипуляторы, интриганы, морализаторы и зануды. | Ненавязчивое манипулирование, капризность, фальшь. | Победа любой ценой, «рубит» все под ряд, тяжесть ненужной победы | Жлобство, получить прибыль и не поделиться. |
Выводы:
- Соционика – это скорее не наука, хотя и работает как инструмент научного познания мира. Соционика – на грани науки и искусства. Понимая основные принципы определения значений карт и мастей можно довольно глубоко исследовать личность, а также моделировать отношения и ситуации на разных уровнях. Символьная соционика при определении ТИМа не исключает, а напротив, позволяет включить такие аспекты личности как возрастные особенности, воспитание, мировоззрение, привычки, половую принадлежность и пр.
- Определять значение карты удобно. Происходит это на уровне совмещения образов типируемого и К, Д, Р, П. Целое накладываем на целое и анализируем. Это как костюмчик одевать – сидит или не сидит. Можно определять методом исключений: точно не К и не Р, остается Д или П. То есть точно знаем, что интроверт, а сенсорику или интуицию определяем по дихотомическим признакам. Кроме того, можно придумать свой собственный способ совмещения символьной и знаковой соционики. Главное, чтобы вы получали удовольствие от процесса и удовлетворение от результата.
- Масть хорошо проявляется при обсуждениях: обратите внимание на оценки людей и ситуаций.
- Примечательно, что в состоянии Взрослого (по Берну) ТИМы не имеют явных проявлений. Человек в режиме Взрослого отдает себе отчет в деловой выгоде, в дельности ситуации, в трезвом состоянии человек осознанно распределяет свои тимные функции и способен проявляться и как К, и как Д, Р, П. Слабые стороны ТИМов проявляются только в режиме Р или Д, в режиме В их не будет видно.
Лирическое отступление 3
Информация к размышлению
Аспекты психологии как науки о душе | Цель | Результат | Примеры психо-технологий | Внимание, вопрос! |
Я для других | Привести личность в соответствие нормам социума | Воспитание, укрепление, опредмечивание личности. Я такой, каким должен быть. | НЛП, гипноз, гештальт, психоанализ и пр. | А куда Вы поместили бы соционику? И почему? |
Я для себя | Привести личность к трезвому взгляду на себя | Воспитание, укрепление, опредмечивание личности. Я такой, каким я. хочу быть. | ||
Я и другие едины, Я как нечто отдельное отсутствует | Привести к трансформации человека через… частичное или полное разрушение личности | Выход за пределы личности. Я – какой угодно. Я проявляется соответственно ситуации. | Йога, боевые искусства, трансерфинг реальности (Зеланд), путь воина (Кастанеда) |
P.S. Все изложенное не является истиной в последней инстанции. Это всего лишь субъективное мнение, основанное на моем личном опыте, тренингах Ольги Владимировны Негодиной и на изучении работ Сергея Савченко.
С уважением,
Наталия Шаститко.