Ассоциативная взаимосвязь цвета и формы по Иттену.
Ориентация формы в среде.
Мерность формы.
Масса.
Тождество, нюанс, контраст.
- Тождество – это равенство, совпадение одного либо нескольких объективных свойств у различных форм.
- Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у нескольких форм.
- Контраст – резкое количественное различие объективных свойств у нескольких форм, различие, доведенное до степени противопоставления.
Масса – это эмоциональная оценка тяжести формы. На оценку массы формы существенно влияют ее размеры, геометрическая характеристика, цвет, фактура, текстура.
- Размеры – чем больше размеры формы, тем она тяжелее.
- Геометрическая характеристика – при равных параметрах куб будет тяжелее шара, конуса, цилиндра, пирамиды; цилиндр тяжелее конуса, пирамиды.
- Цвет – темные и ломаные цвета утяжеляют форму, спектральные и светлые – облегчают.
- Фактура – гладкая фактура облегчает, а грубая утяжеляет форму.
- Текстура – передает ощущение тяжести того материала, который она представляет.
3.2.1. Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам.
Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.
3.3. Статика – динамика.
Статика – неизменность массы или пространства.
Динамика – нарастание массы или пространства.
Мерность – это эмоциональная оценка объемности, плоскостности, линейности формы.
- Плоскостная форма – это форма, у которой два измерения значительно преобладают над третьим.
- Линейная форма – это форма, у которой одно измерение значительно преобладают над двумя остальными.
- объемная форма – это форма, у которой все три измерения равны, или незначительно отличаются друг от друга. Самые объемные формы – куб, шар.
- Ориентация относительно горизонтальной плоскости. Если пирамиду поставить на ее вершину или куб поставить на одну из вершин, эмоциональное впечатление от этих форм будет совсем не таким, как при обычной ориентации относительно горизонтальной плоскости.
- Ориентация относительно сторон света. У форм, ориентированных на Север, плохо читается рельеф, фактура, текстура.
- Треугольник и пирамида ассоциируются с желтым цветом.
- Квадрат и куб – с красным.
- Круг и шар – с синим.
- Овал, овоид – с фиолетовым.
- Трапеция, усеченная пирамида – с оранжевым.
- сферический треугольник – с зеленым.
«В дальнейшем, в разделе, специально посвящённом теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако, форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.
Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым. Круг– это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг – символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе «руга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг сточкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.
В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг– вечное движение духа.
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция, для зелёного – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс (рис. 57). Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету, Рис.57
а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.»
И. Иттен. Искусство цвета.