Анализ произведения
Чтение детьми текста про себя.
Фрагмент урока (анализ произведения)
Творческие виды работы с текстом
Вторичный синтез
Итог урока.
-Итак, ребята, скажите, о каких героях мы сегодня поговорили в «сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
(старик, старуха, рыбка)
- Давайте еще раз вспомним, каким нам представляется образ старика, старухи? (высказывание детей)
- Молодцы. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Дома вам нужно будет, перечитать «Сказку о рыбаке и рыбке» и подумать, кто ещё является в этой сказке действующим «лицом».
Беседа (позволяет обобщить читаемое и выделить главную мысль произведения)
Словесное рисование или творческий пересказ (развивают воображение).
1. Подготовительная работа
— Ребята, на прошлых уроках мы знакомились с произведениями разных авторов, но объединенных одной темой. О чем были эти произведения? (О природе.)
— Назовите произведения, которые наибо
лее вам запомнились.
— Какая тема объединяет эти произведения? (Охранять природу — значит охранять Родину.)
— Произведения каких авторов мы читали? (А. Прокофьева, Е. Алексеева, В. Чаплиной, М. Пришвина.)
—Сегодня мы будем читать произведения уже знакомого вам писателя М. Пришвина.
—Какие произведения Пришвина вы помните, знаете? («Деревья в лесу», «Моя Родина»)
—Что вы знаете о М. Пришвине? (Это великий русский писатель, который многие свои произведения посвятил природе, жизни животных, птиц).
—Пришвин очень любил русскую природу, путешествовал по своей Родине, наблюдал за жизнью удивительного мира. Через свои произведения донес к нам все свои ощущения и переживания, радости и восторги от общения с живой природой. В рассказе, который мы будем сегодня читать, описан эпизод из жизни дикой утки.
—Итак, откройте учебники на странице 45 и прочитайте название рассказа.
—Прочитайте рассказ про себя и ответьте на вопрос: «Почему уточка была напугана?»
Вопросы после первичного восприятия.
—Какой эпизод вам больше запомнился?
—Что вы представили себе наиболее красочно? Почему?
— В какое время года произошла эта история? (Весной.)
—Какое весеннее явление упоминается в рассказе? (Половодье.)
—Почему утка решила перевести утят из леса? (Чтобы вывести их к озеру.)
—Вам все было понятно, когда вы читали ?
—Что такое кочка? (Небольшая неровность почвы.)
— Что такое верста? (Длина примерно в 1 км.)
—Сколько прошла уточка? (Около трех километров.)
—Почему утка выбрала именно этот путь? (Чтобы не встретиться с врагами.)
—Как она вела птенцов? (Впереди себя.)
Что можно сказать об уточке, какая она': (Заботливая мама.)
—Почему утка волновалась? (Ребята ловили ее птенцов.)
—Как вы думаете, зачем ребята ловили птенцов? (Чтобы позабавиться.)
—Что можно сказать о ребятах? (Они жестокие, не задумываются над тем, что делают.)
—Что остановило ребят ? (Автор потребовал выпустить утят.)
—Найдите и прочитайте о том, как мать спасла своих детенышей.
—Что она испытывала в этот момент, какие чувства? (Т'р&ъоту.)
—Как относится автор к утиному семейству? {Кж к живым, все понимающим существам.)
—Найдите слова, подтверждающие это. Прочитайте их.
—Рассмотрите иллюстрацию на странице 47.
—Какой эпизод изображен на ней ?
—Почему ребята последовали примеру автора? (Поняли свое дурное поведение.)