Организационный момент.

Ход урока

Итог урока.

- Ребята, скажите, какое чудо было в этой сказке? (рыба молвила человеческим голосом, исполняла желания).

- Что вам необычного показалось в сказке А.С.Пушкина, в отличии от сказок других писателей? (сказка в стихах)

- Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение произведения, которое читали на прошлом уроке. Кто мне сможет напомнить, какое это произведение? (Сказка о рыбаке и рыбке)

 

2. Сообщение темы урока.
- А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… (запись на доске)
- А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждения учеников).
- Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

3. Подготовка к разбору сказки.
- Дома вы работали со сказкой. Читали ее выразительно.

- Какие бы эпизоды вы хотели прочитать? (ученики читают).
- Что понравилось в сказке? (Рассуждения учеников).

- Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, давайте проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам).

- Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, который написан сзади рыбки. За правильный ответ вы забираете рыбку себе. У кого улов будет больше, тот и выиграл.

 

Вопросы:
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).


- Молодцы, справились

- Когда А.С. Пушкин был маленький, он очень любил слушать сказки Арины Родионовны. И когда он стал взрослым и писателем! он некоторые сказочные сюжеты рассказал в стихах. В том числе и сказку « О рыбаке и рыбке».

- Ребята, что роднит сказку А.С. Пушкина с народными сказками?

 

Высказывание детей могут отличаться от следующих слов:

  • Есть зачин, концовка (давайте найдем строчки с которых начинается сказка и прочитаем их так, как древние сказочники, они то ли рассказывают, то ли поют).
  • Магическое число (3).
  • Волшебство (рыбка).
  • Повторение сюжета
  • Добро побеждает зло

4. Разбор сюжета.
- Ребята, скажите, кто в сказке А.С.Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка). – Какую народную сказку вы вспомните, где герою помогает рыбка? («По щучьему веленью»).
- А в чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания).
- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Найдите подтверждение в тексте сказки (дети находят и зачитывают сюжет).
- А кто главные герои сказки? (старик, старуха и рыбка). А еще есть главный герой в этой сказке? (дети затрудняются ответить). Ответ на это вопрос мы узнаем позже.
- Давайте выясним, какой характер у каждого героя (старика и старухи). Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются).

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

-(1)Найдите и прочитайте в тексте сказки слова, с которыми старик первый раз обращался к рыбке. (дети ищут). Какие слова подсказывают характер старика? (ласковый, добрый, мягкий). (2)Обратите внимание на слова старика: «Твоего мне откупа не надо». Как эти слова характеризуют старика? (бескорыстный).

-(3) Для того, чтобы правильно прочитать обращение старика к рыбке, надо поискать слова в тексте, которые помогут понять какие чувства испытывал старик (удивился, испугался).

-(4) Как старик с удивлением рассказывал старухе? Найдите слова в тексте. Как вы думаете, а слова: «Не посмел я взять с неё выкуп», что говорят нам о старике? (то, что он не жадный).

-(5) Как встретила рассказ старика старуха? («старика старуха забранила»). Какой была старуха? (сварливая, злобная). Давайте я еще раз прочитаю вам это фрагмент, а вы определите, какие звуки выделяются в речи старухи. ([р]). Какими словами называет старуха старика (дурачина, простофиля). Как еще характеризуют эти слова старуху? (грубая).

Работа с иллюстрацией:

-Посмотрите, как художники иллюстраторы точно изобразили характер старухи. Как вы думаете, будет ли меняться старуха по мере исполнения её желаний. Станет добрее или нет? (рассматривают иллюстрации). А найдите в сказке слова подтверждающее это. («еще пуще старуха бранится», «на чем свет стоит мужа ругает», «она бьет их, за чупрун таскает»).

-(6) Учитель показывает иллюстрацию, где старуха столбовая дворянка. Прочитайте как одета старуха? ( дети читают). Автор описал как одета старуха, как вы думаете она красивая? (нет). Какие строки показывают, что и поэту она не симпатична («жемчуги огрузили шею»).

-(7) Старуха еще и дерется. Найдите в тексте слова подтверждающие это. («она бьет их, за чупрун таскает).

-(8) Какому эпизоду соответствует эта иллюстрация? (иллюстрация, где старуха вольная царица). Давайте найдем этот эпизод и мы его прочитаем (дети читают). Найдем слова в тексте которые показывают какие действия происходят вокруг старухи (сидит, служат, наливают и др).

-За что же была наказана старуха? И как она была наказана золотой рыбкой? (рассуждения детей: она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке). Кстати, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

-Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером? (рассуждения детей) Иллюстрация как старик просит у рыбки (кланяется). - Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность? (нет).

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
- Какой же урок преподал нам А.С.Пушкин? (Высказывание детей).
- Давайте теперь выберем наиболее точную формулировку из тех, которые есть на доске, прочитайте (дети читают):

§ Терпение и труд все перетрут;

§ Много захочешь последнее потеряешь;

§ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.