Устройство выбросное

Транспортер-накопитель полувагонов

Основные параметры и размеры

Тема 3. Модернизация снегоуборочной машины СМ-2

Настоящая инструкция относится к модернизации снегоуборочного поезда СМ-2 (в дальнейшем по тексту - снегопоезд) при капитальном ремонте.

Снегопоезд эксплуатируется на железных дорогах с 1958 года. За этот пе­риод выпускались различные модификации, обозначаемые индексами - СМ-2, СМ-2Э, СМ-2А, СМ-2Б. С 1989 года выпускается снегоуборочный поезд СМ-2М.

Настоящий проект модернизации разработан на основе проверенных в эксплуатации опытных конструкторских решений и предусматривает значительное улучшение эксплуатационных качеств снегопоездом, находящихся длительное время в эксплуатации.

При проведении капитального ремонта Заказчик совместно с исполните­лем, в зависимости от конструкции ремонтируемого снегопоезда может выбрать объем модернизации из указанного перечня.

При эксплуатации модернизированного по данному проекту снегопоезда следует руководствоваться техническим описанием и инструкцией по эксплуатации 0154.000.00 ТО (поезд снегоуборочный СМ-2), а также настоящей инструкцией, которая является дополнением к указанному ТО.

Питатель:

а) диаметр, мм 1200±20

б) окружная скорость на наружном диаметре, м/с 10±1,0

в) производительность, не более, м3/ч 1400

г) тип привода редукторно-цепной

д) мощность электродвигателя, кВт 55

е) частота вращения электродвигателя, об/мин 1500

а )диаметр, мм 1200±20

б) окружная скорость на наружном диаметре, м/с:

- при смене звездочек 4±0,4

- при 750 об/мин эл.дв. 6±0,6

- при 1000 об/мин эл.дв. 8±0,8

в) производительность, не более, м3/ч 1400

г) тип привода редукторно-цепной

д) мощность электродвигателя, кВт 40/50

е) частота вращения электродвигателя, об/мин 750/1000

а) ширина ленты, мм 2290±20

б) скорость ленты, м/с 0,14±0,1

в) тип привода редукторно-цепной

г) мощность электродвигателя, кВт 16

д) частота вращения электродвигателя, об/мин 718

а) угол поворота, град. 900 в любую сторону

б) ширина ленты, мм 1100±10

в) скорость ленты, м/с 3,3±0,3

г) окружная скорость по концам ротора, м/с 14±1,4

д) дальность выгрузки от оси пути, м 5±1,0

е) мощность электродвигателя привода конвейера, кВт 18,5

ж) частота вращения электродвигателя, об/мин 1000

з) мощность электродвигателя привода ротора, кВт 7,5

и) частота вращения электродвигателя, об/мин 1500

3. Описание конструкции

Привод питателя модернизированный (к машине СМ-2).

Выносной привод питателя на эксплуатируемых головных машинах СМ-2 состоит из двух электродвигателей мощностью по 30 кВт, 735 об/мин и цепных пере­дач, передающих крутящий момент от двигателей на барабан питателя.

Недостатком существующей конструкции является наличие двух приводных электродвигателей и невозможность обеспечить требуемую оптимальную окружную скорость по концам лопастей питателя.

Так, на питателях, где привод осуществляется однорядной цепью с шагом 50,8 мм окружная скорость составляет 15 м/с, а при двухрядной цепи с шагом 25,4 мм -12м/с.

В эксплуатации также имеются снегоуборочные поезда со встроенным приводом питателя, к которым данный проект не относится.

В модернизированном приводе окружная скорость составляет 10 м/с.

Привод состоит из одного электродвигателя -1 (4А225М4) мощностью 55 кВт, 1500 об/мин, двухступенчатого редуктора – 2 (1Ц2У-250-8-22), карданного вала - 3 (от автомобиля МАЗ), цепной передачи - 4 с цепью шагом 50,8 мм и механизма поворота козырька - 5.

При модернизации используется питатель с диаметром по концам лопастей 1200 мм.

Цепная передача.

Цепная передача выполнена следующим образом.

Ведущий вал цепной передачи устанавливается в натяжном устройстве. Корпус натяжного устройства представляет собой цилиндрический корпус наружным диаметром 260 мм с эксцентрической расточкой, в которой смонтирован ве­дущий вал.

Вал установлен в подшипниках качения. Подшипник со стороны ведущей звез­дочки двухрядный сферический, со стороны муфты - радиальный однорядный.

На наружном диаметре корпуса закреплено червячное колесо, находящееся в зацеплении с червячным валом (на рисунке не показан), который можно поворачивать вручную (конец вала имеет квадратное сечение для вращения ключом или рукояткой). Корпус заключен между полукольцами крышки и кожуха цепной передачи. Таким обра­зом, при вращении червячного вала поворачивается корпус и, благодаря эксцентриси­тету, изменяется расстояние между ведущим и ведомым валом, т.е. регулируется на­тяжение цепной передачи. При этом валы остаются параллельными, что трудно обес­печить в конструкции Привода питателя существующих снегопоездов, находящихся в эксплуатации. Для регулировки натяжения цепи следует вначале натянуть цепь до от­каза, а затем на три оборота повернуть червячный вал в обратную сторону.

Ведомая звездочка на двух шпонках закреплена на существующей втулке-фланце, которая болтами крепится к торцовой крышке барабана, приводя его во вра­щение.

Нижняя крышка кожуха цепной передачи съемная. Внутрь кожуха заливается масло, т.е. цепь работает в масляной ванне.

Кроме того, следует отметить, что в описываемой конструкции скорость цепи значительно меньше по сравнению с существующей, что обеспечивает более надеж­ную работу привода.

Механизм поворота козырька.

Механизм поворота козырька изменяется в связи с необходимостью изменения положения пневмоцилиндра (при существующем положении пневмоцилиндра не уста­навливается электродвигатель привода). Конструктивно схема механизма поворота козырька остается без изменений. Пневмоцилиндр переносится в сторону от продоль­ной оси головной машины.

Если модернизируется питатель, у которого пневмоцилиндр поворота козырька не выходит за верх траверсы (машины первых выпусков), то механизм поворота оста­ется существующий.

При модернизации привода питателя оба электродвигателя с кронштейна­ми крепления демонтируются, снимается также один существующий кожух с цепной пе­редачей. Траверса, барабан с лопастями, подвижный козырек, механизм подъема пи­тателя, пневмостопоры и транспортные крепления остаются без изменений. Дораба­тывается механизм поворота козырька.

Новый электродвигатель с редуктором устанавливаются на траверсе, при этом редуктор, если смотреть со стороны носовой части на машину, располагается слева от электродвигателя. При помощи кардана выходной вал электродвигателя соединяет­ся с ведущим валом цепной передачи. Соединение вала электродвигателя валом ре­дуктора выполнено с помощью втулочно-пальцевой муфты.

При модернизации привод питателя остается реверсивным.

Привод питателя с подвижным козырьком модернизированный.

Привод питателя с подвижным козырьком модернизированный отличается от описанного выше возможностью изменять число оборотов питателя, а следователь­но и окружную скорость по концам лопастей. Это достигается установкой двухскоростного электродвигателя и заменой ведущей звездочки цепной передачи. Если в приводе окружная скорость постоянная 10 м/с, то здесь она - 6 м/с и 8 м/с, а при замене звездочек - 4 м/с.

Второй особенностью является установка подвижного козырька с механизмом подъема расположенного не на траверсе, а на раме машины. Это позволило прибли­зить концы лопастей питателя непосредственно к неподвижному козырьку траверсы, что обеспечивает лучший захват и подачу материала питателем на конвейер-питатель головной машины.

Установка привода также состоит из электродвигателя, двух­ступенчатого редуктора, карданного вала, цепной передачи. Электродвига­тель двухскоростной мощностью 40/50 кВт при 750/1000 об/мин. В эту сборочную единицу входят: доработка траверсы - 5, которая заключается в изменении конфигурации неподвижного козырька (приближении к концам лопастей питателя и создании более благоприятной траектории для подачи убираемого с пути материала на конвейер-питатель головной машины); цилиндр подъема козырька; козырек; вал с рычагами для подъема козырька. В поднятом положении козырек фиксируется стопором. Со стороны траверсы, где нет цепной передачи, вместо демонтируемого кожуха устанавливается кожух и поддон, закрывающие свободный участок неподвиж­ной оси барабана питателя.

Цепная передача.

Установка цепной передачи с натяжным устройством аналогична описанной вы­ше, отличается лишь числом зубьев звездочек.

Подвижный козырек.

Подвижный козырек монтируется перед питателем на раме го­ловной машины. Козырек представляет собой металлический лист усиленный ребра­ми, перемещаемый механизмом подъема по вертикальным направляющим.

Для механизма подъема используется пневмоцилиндр, снимаемый с модер­низируемого питателя.

В транспортном положении козырек фиксируется с обеих сторон машины закладными пальцами.

Установка воронок.

Установка воронок относится к загру­зочной воронке, устанавливаемой на первом промежуточном полувагоне, куда посту­пает материал с конвейера питателя головной машины. Модернизация узла связана с изменением конструкции конвейера-накопителя и выполняется только при этом изменении.

Узел состоит из неподвижной и подвижной загрузочной воронки. Подвиж­ная воронка в рабочем положении (при сцеплении промежуточного полувагона с го­ловной машиной) откидывается и удерживается цепью, а в транспортном положе­нии притягивается болтами к стойкам неподвижной воронки.

Полувагон промежуточный.

Полувагон промежуточный модернизируется с целью изменения конструк­ции конвейера-накопителя. В существующей конструкции конвейер состоит из метал­лических пластин специального профиля, прикрепленных к тяговым цепям. Основным недостатком данной конструкции является наличие зазоров между пластинами, что отрицательно сказывается особенно при работе на засорителях.

Предлагаемая конструкция конвейера проверена при эксплуатации специальных составов для засорителей, которые уже широко применяются при работе со щебне-очистительными машинами.

Кроме изменения конструкции ленты конвейера проектом предусмотрено введе­ние автомата контроля загрузки и изменение привода конвейера с целью повышения его надежности.

Конвейер-накопитель.

Конвейер - накопитель состоит из резинотканевой ленты, приводного вала, ведо­мого вала с натяжным устройством и привода.

Лента состоит из двух тяговых Катковых цепей, соединенных ме­жду собой опорными балками. К швеллерам при помощи угольников и болтов при­креплена конвейерная лента. Цепь разборная шагом 130 мм, каждое звено состоит из втулки, внутренних и наружных пластин и роликов. Через одно звено на цепи монтируется опора, представляющая собой объемлющую цепь скобу. Скобы правой и левой ветви соединены приваренным к ним швеллером. Цепь соединяется с опорой пальцами с шайбами, соединение фиксируется шплинтами. Кроме того, пластины цепи фиксируются на втулке пружинными шайбами.

В связи с тем, что конвейерная лента имеет ширину 1100 мм, что значительно меньше ширины конвейера, лента конвейера-накопителя, монтируется из отдель­ных частей длиной 2290 мм, укладываемых поперек оси конвейера. Отрезки ленты со­единяются между собой внахлестку. Угольники на ленте располагаются не на каждом звене, расстояние между ними составляет 1040 мм.

При помощи роликов лента катится по направляющим рамы конвейера, которая при модернизации также изменяется. В связи с тем, что ролики имеют реборду, уста­навливать дополнительные направляющие ролики, предотвращающие поперечное смещение ленты, не требуется.

Допустимый провис тяговых цепей 40 мм на длине 1м. Контролировать по нижней ветви цепи у приводного вала.

Приводной и натяжной валы.

Приводной и натяжной валы изменяются в связи с уста­новкой новых звездочек под тяговые цепи, а также приводной звездочки для цепи с шагом 63,5 мм вместо 50,8.

Автомат контроля загрузки.

На промежуточных полувагонах при модернизации устанавливаются автоматы контроля загрузки, который обеспечивает автоматическое продвижение конвейера- накопителя при поступлении определенного весового количества мате­риала на подвижную площадку конвейера.

Конструкция автомата проверена в эксплуатации на снегоуборочном поезде СМ-2М.

Автомат представляет собой подвижную часть рамы конвейера, один конец ко­торой шарниром соединен с рамой, а второй опирается на подпружиненную попе­речную балку. В зависимости от веса материала, поступившего на приемную часть ленты конвейера, опирающуюся на подвижную площадку рамы, изменяется величина вертикального перемещения подпружиненной поперечной балки. На балке установлен регулируемый упор, воздействующий толкателем на конечный выключатель, кото­рый смонтирован на раме полувагона. При замыкании контактов выключателя на при­вод подается команда на продвижение конвейера. Конвейер останавливается при ос­вобождении от материала подвижной площадки.

Управление конвейерами полувагонов может производиться вручную или авто­матически (на пульте концевого вагона имеется переключатель режимов). При ручном управлении продвижение каждого конвейера производится отдельно в любом порядке. При включении автомата контроля загрузки конвейеры полувагонов перемещаются самостоятельно - независимо друг от друга (по мере накопления материала в прием­ной части полувагона).

 

 

Привод конвейера-накопителя.

Модернизированный привод конвейера-накопителя состоит из электродвигателя, трехступенчатого редуктора, промежуточной опоры с ве­дущей звездочкой цепной передачи, вращающей приводной вал конвейера. Модерни­зация привода заключается в установке промежуточной опоры и замене приводной цепи с шага 50,8 мм на шаг 63,5 мм, и соответственно звездочек цепного контура.

Промежуточная опора вводится для разгрузки выходного вала редуктора от кон­сольных нагрузок, т.к. во многих случаях большие усилия, возникающие в приводной цепи приводят к разрушению корпуса редуктора.

Промежуточная опора представляет собой сварной корпус, в котором на под­шипниках качения установлен вал, на выходном конце которого закреплена звездочка, соединенная приводной цепью с приводным валом конвейера-накопителя.

При модернизации имеющиеся на полувагоне электродвигатель и редуктор сохраняются

Тормоз предназначен для предотвращения самопроизвольного перемещения конвейера (сползания) в обратную сторону.

При модернизации привода изменяется также отклоняющая и натяжная звездоч­ки под цепь 63,5 мм.

Кузов полувагона.

В кузове полувагона изменяются борта конвейера в связи с тем, что активная ширина ленты конвейера (подвижного пола) уменьшилась.

Полувагоны одинаковы по конструкции. Первый относится к модернизации концевых вагонов первых выпусков, у которых наряду с конвейером-накопителем име­ется конвейер-питатель, подающий материал в выбросное устройство. Второй вариант относится к полувагонам, где вместо конвейера-накопителя установлен рыхлитель.

Конвейер-накопитель и его привод аналогичны по конструкции конвейеру-накопителю промежуточного полувагона, которые описаны выше.

Приемная воронка.

В связи с изменением конструкции ленты конвейера-накопителя изменена также приемная воронка. Она аналогична приемной воронке, уста­новленной на втором промежуточном полувагоне.

Устройство выбросное.

Выбросное устройство эксплуатируемых снегопоездов СМ-2, СМ-2А, СМ-2Б (кроме СМ-2М) представляет собой поворотный конвейер, состоящий из рамы конвейера, ведомого вала с натяжным устройством, привода конвейера, поддерживающих роликов, бортов, опорно-поворотного устройства, меха­низма поворота, транспортных креплений.

В рабочем положении вылет конвейера составляет порядка 5 м от оси пути, что обеспечивает разгрузку материала на расстояние 6 м. При этом конвейер не только засекает габарит соседнего пути, но также и габарит приближения строений.

В эксплуатации имеют место случаи, когда при несвоевременно убранном в транспортное положение конвейере, он повреждается, а также сбиваются опоры кон­тактной сети.

В транспортном положении конвейер устанавливается вдоль продольной оси полувагона и фиксируется транспортными креплениями.

При модернизации незначительно уменьшается дальность отбрасывания мате­риала, но поворотный конвейер в рабочем положении не выходит за пределы габарита полувагона.

При модернизации конвейер поворотный остается поворотным (опорно-поворотное устройство и механизм поворота остаются имеющиеся на полува­гоне). Рама конвейера укорачивается, привод конвейера переносится на носо­вую часть конвейера, а ведомый вал переносится на место существующего приводного вала. Для увеличения дальности отбрасывания материала при уменьшенной длине конвейера предусмотрен ротор-метатель с приводом, устанавливаемый на носовой части рамы конвейера. Таким образом материал с ленты конвейера попадает на лопасти ротора, который придает ему дополнительный импульс и увеличивает дальность выгрузки материала.

Лента конвейера, состоящая из тяговых цепей, конвейерной ленты и угольников, также укорачивается.

Ведущий (приводной) вал, ведомый вал с натяжным устройством остаются су­ществующие.

Привод ленты состоит из электродвига­теля, мощностью 18,5 кВт, 1000 об/мин (допускается использовать существующий электродвигатель - 18,5 кВт, 750 об/мин, уменьшив при этом число зубьев ведомой звездочки) и цепной передачи двухрядной цепью с шагом 25,4 мм,

Регулировка натяжения цепи производится путем передвижения электродвига­теля по опорному листу при помощи натяжных болтов.

Ротор-метатель с приводом.

Привод ротора состоит из электродвигателя мощностью 7,5 кВт, 1500 об/мин и двухрядной цепи с шагом 25,4 мм,

Ротор представляет собой барабан (труба) с четырьмя лопастями (диа­метр по концам лопастей - 250 мм). По торцам барабана прикреплены цапфы, уста­новленные в подшипниках на опорах . Регулировка натяжения цепи – такая же как и на приводе ленты конвейера.

В транспортном положении конвейер остается установленным поперек продоль­ной оси полувагона и притягивается к раме полувагона винтовой стяжкой.

Рыхлитель.

Рыхлитель смонтирован в конце конвейера -накопителя и предназна­чен для рыхления материала перед подачей его на устройство выбросное , он состоит из двухзаходной фрезы и привода.

Фреза рыхлителя представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух лопастей, связанных с валом с помощью спиц. Фреза в средней части имеет прямые лопасти для лучшего рыхления и подачи снега на выбросное устройство.

Привод рыхлителя состоит из электродвигателя мощностью 11 кВт, стан­дартного редуктора и цепного контура с натяжным устройством. Привод рыхли­теля устанавливается на специальной съемной раме, крепящейся на раме машины.

Автомат контроля окончания загрузки

Автомат контроля окончания загрузки представляет из себя П-образную качаю­щуюся рамку, установленную на поперечные балки рамы машины, в конце конвейера-накопителя, перпендикулярно оси машины.

Материал, находящийся на ленте конвейера, при наезде на рамку начинает ее отклонять, при отклонении рамки срабатывает концевой выключатель, который дает команду на останов привода конвейера - загрузка прекращается.

Разгрузка материала осуществляется при отключенных автоматах. Автомат контроля окончания загрузки в нижней части имеет регулируемую по высоте штангу, что позволяет обеспечить загрузку разных материалов.

 

 

Литература:

  1. Поезд снегоуборочный СМ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.

 

  1. В.Г. Теклин «Путевые струги. Снегоочистители. Уборочные машины» М., Транспорт 1986г.,232 с.

 

  1. В.Г. Теклин, Н.Б. Рисник, А.Н. Деревенец «Путевой моторный гайковерт». УМК 1996г. 314

 

  1. С.А. Соломонов «Путевые машины».

 

  1. Правила ремонта снегоуборочного поезда ПОКБ ЦП.

 

  1. К.И.Мелехин «Струг-снегоочиститель».

 

  1. С.М.Ушаков «Ремонт путевых машин».

 

  1. А.С.Белкин, В.А.Грибков, Н.А.Груненышев «Устройство, эксплуатация и ремонт мотовозов, автодрезин и автомотрис» М., «Транспорт» 1974г.,272с.

 

Контрольные вопросы:

1. Значение снегоборьбы для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта в зимний период.

2. Классификация средств снегоборьбы.

3. Назначение, общее устройство снегоуборочного поезда СМ-2.

4. Технические характеристики снегоуборочного поезда СМ-2.

5. Назначение, общее устройство головной машины СМ-2.

6. Назначение, устройство ходовой рамы и автосцепного устройства.

7. Устройство автосцепки СА-3 и СА-3М, проверки.

8. Устройство двухосной тележки, колесной пары и буксы, неисправности.

9. Назначение, устройство и работа основного рабочего органа - питателя.

10. Назначение, устройство и работа крыльев со щетками.

11. Назначение, устройство и работа конвейера.

12. Назначение, устройство и работа льдоскалывающего устройства.

13. Назначение, устройство и работа боковых щеток и полуавтоматических фиксаторов.

14. Назначение, устройство и работа пневматического оборудования.

15. Назначение, устройство и работа компрессора ВВ-0,7/8, регулятора давления АК-11Б.

16. Тормозная система, принцип работы и основные элементы автоматического тормоза СМ-2.

17. Назначение, устройство дизель- генератора, кабины электростанции.

18. Назначение, устройство и работа механизма дистанционного управления.

19. Назначение, устройство, работа топливной и выхлопной систем дизеля.

20. Назначение, устройство и работа механизма аварийной остановки дизель-генератора.

21. Промежуточные полувагоны СМ-2; их назначение, общее устройство, техническая характеристика.

22. Назначение, устройство и работа конвейера - накопителя.

23. Концевой полувагон СМ-2; его назначение и устройство, техническая характеристика.

24. Разгрузочный конвейер; его назначение, устройство и модернизация СМ-2.

25. Кабина управления концевого полувагона. Рыхлитель; его назначение и устройство на СМ-2.

26. Общие сведения о самоходных снегоуборочных машинах. Их преимущества и недостатки.

27. Общее устройство путевой уборочной машины Балашенко. Назначение, техническая характеристика.

28. Общие сведения об эксплуатации снегоуборочных машин.

29. Обслуживающий персонал, обязанности членов бригады при работе на всех типах снегоуборочных машин.

30. Виды технического обслуживания, сроки проведения, выполняемые работы.

31. Виды ремонтов, структура межремонтного цикла, сроки проведения ремонтов.

32. Деповской ремонт ходовых частей, тормозного и автосцепного оборудования.

33. Назначение и устройство упругой муфты соединения дизеля с генератором.