Виды шпоночных соединений

С 18. Основные нормы взаимозаменяемости шпоночных и шлицевых соединений

Шпоночные соединения предназначены для соединения валов между собой с помощью специальных устройств (муфт), для соединения с валами и осями разных тел вращения ( зубчатых колес, эксцентриков, шкивов, маховичков и т.п.).

Шпоночные соединения с призматическими, сегментными и клиновыми шпонками стандартизированы и делятся на:

- ненапряженные с призматическими и сегментными шпонками;

- напряженные с клиновыми шпонками.

Шпонка - это соединительная деталь, которая устанавливается в пазах вала и отверстия и предназначена для передачи вращения или взаимного смещения под действием внешних сил. Преимущественно шпонки рассчитываются "на срез".

Основные размеры шпоночных соединений с помощью призматических, клиновых и сегментных шпонок изображены на рис. 4:

а) призматическими шпонками;

б) клиновыми шпонками;

в) сегментными шпонками.

Рис. 4. Размеры шпоночных соединений Черт.5. Соединение деталей с помощью шпонок

 

Примеры установки этих типов шпонок в пазах валов и втулок изображены на рис.5:

а) - призматическими шпонками;

б) - клиновыми шпонками;

в) - сегментными шпонками.

Преимущественно используются призматические шпонки. Использование призматических шпонок дает возможность точного центрирования элементов, которые спрягаются, и получение неподвижных (в случае использования обычных призматических шпонок) и скользящих (в случае использования направляющих шпонок с креплением на вале) соединений.

Сегментные шпонки дают только неподвижные соединения.

Соединение с клиновыми шпонками встречаются значительно реже и только в тех случаях, когда к соединению не предъявляются жесткие требования относительно соосности деталей и при которых смещение осей не имеют существенного значения ( маховики, шкивы и т.п.).