Методы, приемы, средства управления образовательными системами

 

знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами

уметь: определять конкретные условия их применения в практике управления

 

Методы управления – это способы достижения поставленных целей.

Они классифицируются по: объекту управления (федеральные, региональные); субъекту управления (административные, хозяйственные); целям (стратегические, тактические, оперативные); механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические); стилю (авторитарные, демократические, либеральные); времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).

Одной из основных функций организации и управления является планирование. Планирование предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана действий, направленных на достижение этих целей. При этом план представляет собой комплекс заданий и показателей,

увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям. При помощи планирования осуществляются внутренняя координация и адаптация к внешней среде, научное предвидение, оптимальное распределение и использование ресурсов, концентрация сил и средств на наиболее перспективных направлениях развития. Важнейшими методами планирования являются балансовый и нормативный метод. Основным методом координации и увязки плановых заданий и показателей является балансовый метод. Сущность этого метода состоит в обеспечении пропорциональности между потребностями и ресурсами при помощи системы балансов. В планировании педагогической деятельности используются: баланс учебного времени, баланс учебных площадей и другие виды балансов. Сущность нормативного метода состоит в обосновании плановых заданий и показателей нормами и нормативами. При этом сами понятия «норма» и «норматив» по своему экономическому содержанию не идентичны. Норма - это обычно предельно допустимая абсолютная лимитирующая величина. Например, норма наполняемости класса, недельная нагрузка на одного учителя. Норматив - это, как правило, относительная величина, характеризующая количественную меру связи между показателями. Планирование реализуется на практике посредством системы планов. Так, в планировании школьного образования применяется система планов, в которую входят перспективные, годовые и текущие планы. Перспективные планы являются основной формой планирования.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы и составляется по следующей схеме:

1. Задачи школы в плановом периоде;

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;

3. Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

4. Обеспечение школы педагогическими кадрами;

5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, стажировки и т. п.);

6. Развитие материальной базы и учебно-методического оснащения школы;

7. Социальная защита преподавателей и учащихся, улучшение их труда и быта.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год,

включая каникулы. Подготовка этого плана осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители подразделений изучают новые нормативные акты, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития образования и планирования.

На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке проекта плана.

На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется имеющаяся информация, выявляются проблемы, возникающие в учебном процессе, и определяются пути их устранения.

На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана работы на новый учебный год, который окончательно утверждается на первом заседании совета школы в новом учебном году.

Текущие планы разрабатываются обычно в учебной четверти и используются для конкретизации задания и реализации годового плана.

Такая система планов позволяет осуществлять непрерывное планирование работы школы. Аналогичные планы применяются и для планирования педагогического процесса в других учебных заведениях. С планированием тесно связана и контрольно-аналитическая функция. Контроль, как известно, является одной из основных функций управления, которая подразумевает проверку. Различают три вида контроля: текущий предварительный и заключительный. Предварительный контроль осуществляется обычно до начала педагогического процесса и направлен на изучение стартовых условий деятельности. В ходе этого контроля проверяется, например, подготовленность учебного заведения к началу учебного года, проводится диагностика профессиональной пригодности преподавателей и т. п. Текущий контроль осуществляется в ходе педагогического процесса и используется для сопоставления поставленных целей и полученных результатов (проведение контрольных работ и т. п.). Заключительный контроль проводится по итогам работы (выпускные и курсовые экзамены и др.). Контроль должен соответствовать ряду требований. Он должен быть: систематическим, т. е. он должен проводиться не от случая к случаю, а постоянно; комплексным, т. е. он должен охватывать все показатели плана, все направления деятельности учебного заведения; действенным, т. е. выявленные в результате контроля нарушения в педагогическом процессе должны оперативно устраняться; гласным, т. е. результаты контроля должны быть известны участникам педагогического процесса; экономичным, т. е. он не должен вызывать больших затрат. Контроль можно рассматривать как процесс, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе определяются параметры деятельности учебного заведения или элементы педагогического процесса, подлежащие контролю, а также необходимые источники информации. На втором этапе проводятся наблюдения, измерения и другие контрольные мероприятия. На третьем этапе проводится сопоставление полученных в результате контроля результатов с заданными стандартами и показателями. На этом этапе проявляется зависимость контроля от планирования, так как осуществление такого сравнения зависит от стандартов и показателей плана. Заключительный этап контроля - проведение корректировки деятельности учебного заведения по результатам контроля, т. е. регулирование.

Направления: выполнение организационно-педагогических вопросов всеобщего школьного обучения; качество и ход выполнения образовательных программ и государственных общеобразовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; исполнение нормативных документов и принятых решений. На уровне школы широко используется классификация видов контроля, предложенная Т. И. Шамовой, которая выделяла два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль имеет локальный характер, он направлен на рассмотрение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности школы. Фронтальный контроль носит глобальный характер и направлен на всестороннее изучения деятельности педагогического коллектива школы. Планирование и контроль тесно связаны с педагогическим анализом, который состоит в изучении состояния педагогического процесса и объективной оценке его результатов, что позволяет вырабатывать рекомендации по совершенствованию управления педагогическими системами. Педагогический анализ предусматривает широкое использование методов и приемов системного анализа. В частности, в педагогическом анализе широко применяется метод декомпозиции, который позволяет представить сложные социальные системы как совокупность простых, доступных для изучения элементов, упрощая тем самым их изучение. Например, на основе метода декомпозиции в педагогическом процессе можно выделить такие важные элементы, как цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, и исследовать их. С методом декомпозиции тесно связан метод последовательной подстановки, позволяющий, в частности, проанализировать влияние на ход педагогического процесса каждого фактора в отдельности, исключая влияние других факторов. В результате факторы ранжируются и отбираются наиболее существенные из них. Одним из основных методов системного анализа является метод сравнений, который дает возможность исследовать педагогический процесс с учетом фактора времени, сравнивая желаемое состояние этого процесса с его фактическим состоянием или с его состоянием в прошлом.

Необходимым условием системного анализа является метод структуризации целей, который предусматривает количественное и качественное обоснование целей педагогических систем. Этот метод охватывает анализ педагогических целей, их ранжирование и развертывание в систему (построение дерева целей). С системным анализом тесно связан метод главных компонентов, позволяющий в одном показателе (главном компоненте) отразить свойства многих показателей, характеризующих какое-либо явление. Например, показатель успеваемости в значительной мере характеризует эффективность обучения и педагогического процесса в целом. Педагогический анализ не исключает применение в ряде случаев экспертно-аналитического метода, который предусматривает привлечение экспертов в целях совершенствования педагогического процесса. Наибольшее практическое распространение в управлении образовательными системами получили три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса и на выявление причин его нарушения. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояние дисциплины, санитарное состояние школы, соблюдение расписания занятий и т. п. Основное содержание этого анализа сводится к посещению директором школы и его заместителями уроков, внеклассных занятий и др. Тематический анализ направлен на исследование более устойчивых зависимостей и тенденций в педагогическом процессе. Так, если предметом параметрического анализа является отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа служит система уроков или тематических занятий.