Виды и структура коллектива

по количеству и составу членов – первичный коллектив (группа людей, находящихся в непосредственном общении) и вторичный (малые первичные коллективы) коллектив.

Главный закон воспитания в коллективе – закон параллельного действия – в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, оказывает параллельное воздействие на коллектив.

Сильнейшим воспитательным средством является общественное мнение коллектива, общественное сознание и воля.

А.С.Макаренко выделял три стадии развития коллектива.

На первой стадии деятельность воспитателя направляется на организацию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и социально значимо целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил. Одновременно надо формировать актив коллектива из наиболее сознательных участников группы, тех, кто сразу принимает цели и требования воспитателя. На этой стадии часто возникают конфликтные ситуации, так как эмоционально-психологические отношения доминируют над деятельностными, деловыми. К концу стадии количество конфликтов снижается. Показателями становления коллектива на первом этапе являются наличие целей и принятие их участниками, общая деятельность, общая организация коллективных дел, реально действующий коллектив.

Вторая стадия развития коллектива характеризуется увеличением численности актива. Вокруг воспитателя формируется ядро, которое не только поддерживает требования педагога, но и высказывает свои требования к остальным на общем собрании группы, создает общественное мнение. Важными функциями педагога на этой стадии являются: функция поддержки актива и функция закрепления положительных традиций. В коллективе формируется доброжелательная атмосфера, развиваются деловые, межличностные и дружеские связи, возникает чувство социальной защищенности у большинства членов группы. Показатели сформированности второй стадии – группа принимает социально значимые цели и общественную деятельность как свои собственные, развито самоуправление, сформировано позитивное общественное мнение.

На третьей стадии развития коллектива большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы, требования коллектива к каждому, сформировано общественное мнение. Путь от категорического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А.С.Макаренко считал основным путем в развитии детского коллектива. Члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков. Главной задачей педагога и всего коллектива считается работа по созданию условий для личностного роста и развития каждого, для развития способностей. Коллектив должен двигаться вперед. Без перспективы, без движения вперед коллектив умирает.

В социальной психологии выделяют стадии развития группы от диффозной (толпа на остановке) до воспитательного коллектива.

Группа – конгломерат – ситуативное объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время.

Группа –ассоциация – группа принимает цели деятельности и требования руководителей, начало формирования коллектива в сторону совместных действий и взаимовлияния.

Группа – кооперация – формируется успешная деятельность, образуются организационные структуры, возникает стихийное внутригрупповое общение.

Группа – автономия – достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Группа осознает себя как общность («мы», «наше»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии группа может перерасти в группу – корпорацию, в которой преобладает групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа – коллектив – характеризуется высокой групповой сплоченностью, есть общие цели и межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, проявляются коллективистские черты.

Исследователи показали, что за смену в детском лагере можно сформировать группу высокого уровня, но при обязательном руководстве со стороны взрослых, разделяющих коллективисткий, а не индивидуальный подходы к формированию коллектива.

В настоящее время ценности общества меняются с коллективистских на индивидуалистические. Поэтому в некоторых современных учебных пособиях по педагогике проблемы воспитания в коллективе или через коллектив не рассматриваются.