Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения.
уметь: классифицировать методы воспитания.
Метод воспитания –способ педагогического воздействия на воспитуемого.
Прием воспитания -составная часть метода, подчиненная ему, входящая в структуру метода и употребляемая в конкретной ситуации. Метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед учебной группой, награждение на общем собрании. Например, поручить трудновоспитуемому подростку какое-либо ответственное дело, выполнение которого потребует от него положительных эмоциональных затрат и позитивного поведения.
Педагогическая техника в воспитательной работе – это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, направленных на достижение конкретного результата при организации воспитательной работы с учащимися.
Педагогическая техника – это комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учащихся профессионально-личностными средствами.
Средства воспитания – сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, игрушки, ПК, произведения духовной и материальной культуры, природа.
Методы воспитания– способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Различают методы воспитания и методы внеурочной воспитательной работы.
Различают следующие пять методов воспитания: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание и их конкретных разновидности, которые часто называют приемами или формами.
1. Методы формирования сознания (формирования убеждений) - это методы, направленные на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.
2. Методы формирования поведения и организации деятельности – это методы, направленные на формирование привычек, стереотипов, типичных поведенческих реакций: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения (вспомогательные) – методы, корректирующие и стимулирующие поведение (соревнование, игра, поощрение, наказание).
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Распределение методов по группам условно, так как личность формируется целостно, а не по частям, под воздействием намеренных или случайных действий. А.С.Макаренко учил, нельзя развивать мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Например, преподавателям совместно с учащимися организовать конференцию, выбрать тему, составить тезисы, потренироваться в умении выступать и делать презентацию, и, наконец, принять активное участие в проведении конференции наравне со взрослыми.