Воспитание и школа в Афинах

Афины представляли собой демократическую республику; это было наиболее развитое рабовладельческое государство, достигшее своего расцвета в V в. до н. э. До нашего времени сохранилось богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики Афины.

Афиняне придавали большое значение воспитанию и обучению детей и юношества. Они стремились сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, т. к. идеальным у них считался прекрасный в физическом и в нравственном отношении человек. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Афинская воспитательная система была направлена на презрение к физическому труду и рабам.

Как и в Спарте, все дети воспитывались в семье до 7 лет, зачастую для этой цели привлекались кормилицы из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Для полноценного умственного вос­питания детей, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. В жизни афинян постоянно присутствовала музыка, как правило, звучала флейта, на ней играли, читая стихи. С раннего возраста дети посещали общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики начинали обучаться в различных школах; учились до 13—14 лет в школе грамматиста и/или кифариста; в школе грамматиста дети обучались чтению, письму, счету; в школе кифариста специально занимались эстетическим воспитанием мальчиков, которые получали здесь литературное образование, их учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах; подростки переходили в 13—14 лет в палестру и занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). С уче­никами вели беседы на политические и нравственные темы наиболее уважаемые граждане.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии, которые позже стали называть гимназиями. В этих учреждениях дети изучали философию, литературу, готовясь к управлению государством. Как и в Спарте, юноши в 18 лет переходили в эфебию — школу другого уровня, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование детей могли позволить себе лишь крупные рабовладельцы. Большинству же свободного населения — демоса — оно было недоступно и заканчивалось в палестре. Рабы не имели права на образование. Афинские женщины проводили свою жизнь на женской половине дома — в гинекее.

Педагогика в Древней Греции развивалась как часть философии и занимала видное место в учениях Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др. Рассмотрим подробнее педагогические взгляды некоторых из них.

Демокрит. Идеи Демокрита о воспитании имеют важное значение в педагогике. Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он отвергал бессмертие души.

Демокрит считал, что формирование личности человека связано с его природой и воспитанием, которое он считал тем же, что и обучение, упражнение. Приведем фрагменты из его сочинений: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».

Демокрит отводил серьезную роль в воспитании личности среде, примеру взрослых («Благомыслие отца — лучшее наставление детям»), вербальному воздействию, убеждению и доводам; считал очень важным . приучение к труду: без него, по мнению философа, дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться». Он считал, что нравственный человек — это человек умеренный, действующий по долгу перед обществом, способный участвовать в общественной и политической жизни.

В дошедших трудах отражено требование начинать воспитание детей с ранних лет. Согласно теории познания Демокрита, началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), а он, в свою очередь, берет свои доказательства из ощущений.

Платон изложил свою систему взглядов на организацию воспитания в трактатах «Государство» и «Законы». Его взгляды составляют важную часть социальных представлений древних греков.

Платон рекомендовал систему воспитания, которая сочетала бы некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, является воздействием взрослых на детей, формированием в них нравственных и добродетельных черт. Приобретение знаний посредством изучения наук составляет, по мнению Платона, понятие «учение»; главное свойство науки, по теории Платона, заключается в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины».

Платон считал, что в основе воспитания малышей лежат эмоции. Первые детские ощущения, по его утверждению, должны состоять в наслаждении и страдании и окрашивать детские представления о добродетели и благе.

Он придавал особое значение как средству воспитания играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Правда, он настаивал на необходимости законодательного установления того, что следует читать и рассказывать маленьким детям.

Платон требовал от взрослых, чтобы они следили за детскими играми, а дети должны строго соблюдать правила игры. Платон считал, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Серьезную роль он отводил песням и танцам. В трактате «Государство» Платоном выдвинута идея об общественном воспитании детей с самого младшего возраста и предложена определенная система ее организации: с 3 до 6 лет все дети жителей города или поселка должны собираться в особых местах для игр, следить за порядком и руководить играми должны специально назначенные женщины; с 6 до 12 лет дети учатся в государственной школе читать, писать, считать, петь и играть на музыкальных инструментах; с 12 до 16 лет дети должны посещать палестру, где главное внимание уделяется разносто­роннему физическому развитию; с 16 лет юноши начинают изучать арифметику, геометрию, астрономию в основном для практических целей, например, как элемент предвоенной подготовки; от 18 до 20 лет они получают специальную военно-физическую подготовку в эфебии. Те граждане, которые по своим возможностям должны остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов, заканчивали на данном этапе образование. Лица же, которые готовятся к государственной деятельности, изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, до 30 лет. Наиболее сильные в интеллектуальном отношении ученики продолжали свои занятия и, овладев философией, становились правителями государства. Воспитывать женщин, по мнению Платона, следует как в Спарте. Дети рабов не имели права на образование.

Платон первым рассмотрел вопросы воспитания маленьких детей системно, что повлияло на дальнейшее развитие теории дошкольного воспитания.