Формы организации обучения

Выбор методов обучения

Учитель выбирает метод обучения, руководствуясь объективными причинами и субъективными, имеющимися возможностями, учитывая многие зависимости. Определяется главная цель и задачи, которые должны решаться на уроке. Потом выбирается оптимальный путь для осуществления учебного процесса.

Выбор метода определяют шесть общих условий:

1. Закономерности и принципы обучения, вытекающие из них.

2. Содержание и методы данной науки вообще и предмета (темы) в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности учеников (возраст, уровень подготовки, особенности класса).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей.

В реальном процессе кроме множества методов и условий также действуют случайные причины, которые нельзя пре­дусмотреть. В определенных условиях приходится выбирать тот метод, что обеспечивает большую эффективность обучения.

Формой организации педагогического процесса называется устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Через принципы, содержание, методы и средства форма определяет деятельность педагогов и учащихся, их отношения в педагогическом процессе. Благодаря выбору оптимальной формы можно достигнуть оптималь­ного соотношения учебного времени и объема передаваемой информации. В настоящее время существует более 1000 различных форм организации педагогического процесса, которые можно классифицировать по-разному.

Например, по степени сложности:

1. простые — связаны с определенным тематическим направлением или определенной образовательной задачей (беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция и т. д.); иначе их называют первичными, поскольку они положены в основу всех остальных форм;

2. составные — возникают в результате развития или сочетания простых форм (урок, конкурс умений, праздничный вечер, конференция и т. д.);

3. комплексные — подборка простых и составных форм, осуществленная с заданной целью (дни открытых дверей, дни физкультурника, дни знаний, предметные недели, лектории, турпоходы, слеты, декадники и т. д.).

Не исключен взаимный переход метода и формы, дающий их плодотворное сочетание: форма чтения литературных источников предстает как метод выразительного чтения, а форма награждения выражается как метод стимулирования.

Формы организации обучения можно классифицировать по составу учащихся (временные или постоянные); по месту работы (школьные и внешкольные); по времени работы (классные и внеклассные); по характеру управления педагогом учебной деятельностью учащихся (репродук­тивные, проблемно-поисковые, исследовательские); по дидактическим целям (лекция, семинар, практика) и т. п.

Средствапедагогического процесса могут быть материальными или идеальными объектами, предметами, предназначенными для организации и осуществления педагогического процесса, развития учащихся. К ним относится оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т. д.); учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование; технические средства обучения; учебно-наглядные пособия (слайды, электронные учебники); организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т. п.).

К коллективной форме организации обучения относится классно-урочная система, при которой учащиеся условно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы, работают по единому учебному плану и программе; основной единицей занятий является урок, как правило по одному предмету и теме.

Урок — основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Учебники обычно предназначены для домашней работы. На уроке работой учащегося руководит педагог, он также оценивает результаты работы по данному предмету, уровень усвоения каждым учащимся учебного материала, принимает решение о переводе учащегося в другой класс. Классно-урочная система характеризуется учебным годом, учебным днем, расписанием уроков, каникулами, переменами и т. д.

Структура урока характеризуется совокупностью элементов и этапов, последовательно выстроенных в соответствии с дидактическими целями. Можно выделить разные типы уроков по дидактической цели (И.Т. Огородников); по цели организации учебного процесса (М.И. Махмутов); по основным этапам учебного процесса (С.В. Иванов); по методам обучения (И.Н. Борисов); по способам организации учебной деятельности (Ф.И. Кирюшкин).

Структуру урока в первую очередь определяет дидактическая цель. В зависимости от дидактической цели выделяют 5 типов уроков:

1. Изучение нового материала: крупноблочный способ работы — объяснение одновременно нескольких (3—4) тем и закрепление материала на следующих трех уроках.

2. Формирование и совершенствование умений и навыков (закрепление знаний, умений и навыков и применение их на практике, формирование новых, контроль за усвоением учебного материала). Реализуется такой тип урока через самостоятельную работу, лабораторные работы, уроки-семинары и т. п.

3. Обобщение и систематизация знаний (проверка и установление уровня знаний, умений, навыков, повтор и коррекция материала). К этому типу относятся: урок-дискуссия, урок-семинар и т. д.

4. Контроль и коррекция ЗУН. При таком типе урока используются методы устного или письменного опроса, возможно проведение диктанта, написание изложения, решение задач, тесты и т. д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и другие виды контроля усвоения учебного материала.

5. Комбинированный урок. Такой тип урока наиболее распространен. Таких уроков проводится 75—80 % от общего числа в педагогическом процессе. Комбинированный урок состоит из организующего момента, проверки домашнего задания, опроса, сообщения новой темы и задач, изложения и закрепления материала, подведения итогов, домашнего задания, конца урока.