Основные принципы обучения
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Всестороннее, гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности соответственно.
На основе общей цели российской школы процесс обучения должен осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную; воспитательную; развивающую.
Современная дидактика считает, что задачи образовательного процесса не сводятся только к формированию знаний, умений и навыков. Образовательный процесс призван комплексно воздействовать на личность учащегося, хотя образовательная функция является наиболее специфичной. Подчеркнем, что между образованием, воспитанием и развитием трудно провести четкую границу, тем более что некоторые их аспекты взаимосвязаны. Так, в понятие «образование» включается не только усвоение фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. Одновременно интеллектуальные умения и навыки, которые относятся к общеучебным, часто причисляют и к развитию личности. Понятия «образование», «воспитание» и «развитие» используются и в широком смысле. Воспитание (в широком смысле) объединяет обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Образование в широком смысле предполагает формирование не только знаний и умений, но и мировоззрения, идейности, нравственности и других качеств личности учащегося.
Выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций условно, но является полезным для практической педагогической деятельности, особенно при планировании задач обучения на уроках.
Основные функции обучения реализуются на практике:
—через планирование комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся;
—с помощью подбора такого содержания деятельности педагога и учащихся, которое обеспечит реализацию всех видов задач на каждом этапе урока в большей или меньшей мере.
Единство функций обучения осуществляется благодаря сочетанию разнообразных методов, форм и средств обучения. В процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается процесс осуществления всех этих функций, а не отдельно взятой одной из них.
знать: основные принципы обучения
уметь: определять их сущностные характеристики в конкретных условиях обучения.
Основные (дидактические) принципы обучения— основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Дидактика пытается выявить общие принципы обучения и сформулировать на их основе требования, соблюдая которые учителя смогли бы достигнуть высоких результатов в обучении учеников. Выявление сущности дидактических категорий закономерности, принципа, правила до сих пор дискутируется. Доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания. Появляются новые принципы, отражающие новые требования общества к обучению. Принципы обучения исторически конкретны, отражают они потребности общества. Под влиянием прогресса они изменяются и совершенствуются. Благодаря своему единству они образуют дидактическую систему, являясь ее компонентами. Анализируя разработки новейших систем дидактических принципов, можно выделить в качестве основополагающих следующие принципы:
1. Сознательности и активности.
2. Наглядности.
3. Систематичности и последовательности.
4. Прочности.
5. Научности.
6. Доступности.
7. Связи теории и практики.