Целеполагание в педагогике
знать: факторы, определяющие цели и задачи воспитания и образования
уметь: выявлять условия, влияющие на выбор целей и задач воспитания и образования
В образовании можно выделить иерархию целей — от общественной цели-идеала до цели отдельного урока.
Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества с учетом конкретно-исторических условий, в развитии производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества. На современном этапе развития мирового сообщества умения и навыки представляются неустойчивыми, достаточно быстро теряющими стабильное соответствие истине, реальным вещам и происходящим процессам. Со сменой техники и технологий современный ученик начинает не только обладать знаниями, но и активно, творчески их использовать.
Внутренняя цель образования, которая точнее может быть определена как целевая направленность, состоит в овладении прочными знаниями, умениями и навыками, в эффективном применении их на практике, в развитии всех психических процессов и внутренних сил личности.
Основная цель образования не есть только сохранение традиционных ценностей общества, это еще и подготовка гражданина, личности к восприятию норм, принятых в социуме; а кроме того, и развитие личности.
В нормативных документах России выделяются две системы целей педагогического процесса:
1. система глобальных целей, зафиксированных в типовых положениях об образовательных учреждениях (в т. ч. формирование общей культуры личности учащегося, адаптация его к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание у учащегося ответственности и патриотизма);
2. система диагностических целей, обозначенных в конкретных учебных программах (цели распределены по этапам обучения, отражают содержание конкретных учебных дисциплин).
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Нормативные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в государственных стандартах образования.
Общественные цели – это цели, различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.
Инициативные цели – это цели, разрабатываемые педагогом с учетом типа учебного заведения, профиля специализации, учебного предмета, уровнем развития учащихся и подготовленности педагога.
Выделяют три группы целей.
1) цели формирования знаний, умений и навыков, т.е. цели формирования сознания и поведения;
2) цели формирования отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, социуму и т.д.
3) цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков и интересов учащихся.
Организационные цели – это цели по самоуправлению в процессе обучения.
Методические цели – это по преобразованию педагогической деятельности.
- сравнить и обобщить информацию
- сделать выбор наиболее значимой информации
- сформулировать цель, т.е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия;
- принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.