Методы педагогических исследований
знать: основные методы научного исследования в педагогике;
уметь: проводить классификацию методов
Педагогические методы исследования принято делить на теоретические и эмпирические.
Среди теоретических методов исследования выделяются анализ педагогической литературы и архивных материалов, документации и продуктов деятельности педагогов и учащихся. Важными в педагогических исследованиях являются анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, аналогия, сравнение, построение гипотез, прогнозирование, проектирование, моделирование и другие теоретические методы. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность его состоит в том, что исследователь должен находиться в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделять, фиксировать одну, две или несколько интересующих его сторон этих связей, отношений или предметов. Данный метод тесно связан с другими методами исследования, прежде всего с анализом и синтезом.
Анализ — метод научного исследования, сущность которого заключается в разложении изучаемого предмета на составные части, при этом синтез — метод научного исследования, который, наоборот, состоит в соединении полученных при анализе частей в некое целое.
Методы анализа и синтеза в науке взаимодействуют друг с другом, применяются лишь на стадии поверхностного знакомства с объектом.
Теоретические методы исследования связаны, как было сказано ранее, с изучением литературы, в том числе трудов классиков, общих и специальных работ по педагогике, периодической психолого-педагогической печати, справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы позволяет выявить достаточно изученные проблемы, вопросы научных дискуссий, устаревшие взгляды и теории, узнать о неисследованных педагогических проблемах. Работа с литературой предусматривает применение следующих методов:
—составление перечней источников, связанных с различными аспектами исследуемой проблемы;
—реферирование — сжатое изложение основного содержания работы;
—конспектирование, представляющее собой ведение более детальных записей, в основе которых — главные идеи и положения работы;
—аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;
—цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
К эмпирическим методам исследования относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Сущность эксперимента как метода исследования заключается в создании специально организованной среды с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от целевых установок различают констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный эксперименты.