Педагогика как наука
РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
знать: предмет, задачи, функции педагогики как науки, место педагогики в системе других наук.
Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Педагогика исследует проблемы, которые касаются изучения сущности и закономерностей развития и формирования личности, а также их влияния на воспитание. Кроме того, педагогика изучает проблемы: определения целей восприятия; разработки содержания воспитания; исследования и разработки методов воспитания.
Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики является целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Это система педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Это развивающийся в результате воспитательных отношений человек. Предмет – это способ видения объекта с позиции данной науки. Предмет педагогики как области научного познания — воспитание, особая функция общества, поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. К предмету педагогики относят целостный педагогический процесс, затрагивающий направленное развитие и формирование личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Задачи педагогической науки:
- выяснение закономерностей процесса воспитания и образования;
- разработка теоретических и методологических основ инновационных процессов;
- выявление рациональных связей теории и практики;
- поиск способов и точек взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.
- изучение и обобщение опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами; и др.
Функции педагогики: теоретическая, прогностическая, проективно-конструктивная.
Теоретическая функция состоит в решении следующих задач педагогической науки:
- теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса обучения, воспитания и развития;
- анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта — результат, на который нацелена аналитическая функция.
Прогностическая функция должна обеспечить научно обоснованное целеполагание, планирование и развитие системы воспитания; оснастить эффективное управление образовательной политикой необходимыми данными.
Проективно-конструктивная функция заключается в разработке новых педагогических технологий (содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения), педагогических систем; в формировании основ инновационной педагогической деятельности; во внедрении результатов педагогических исследований в практику. Данная функция проявляется и в научно-методическом обеспечении управления образовательными структурами.