Факторинг и форфейтинг.
Факторинг (от англ. factor – агент, фактор) – это передача денежных требований поставщика к покупателю банку или специализированной факторинговой компании за определенное вознаграждение.
Суть факторинга состоит в том, что банк или факторинговая компания (фактор-фирма) покупает у своих клиентов-экспортеров их платежные требования к импортерам, оплачивает поставщикам, как правило, 80–90 % стоимости сделки немедленно, а оставшуюся часть – в строго определенные сроки независимо от поступления платежа от покупателя. Возможный риск неплатежа со стороны покупателя переходит к фактор-фирме.
Данный способ дает поставщику ряд преимуществ:
1. ускоряет поступление средств за экспортируемый товар;
2. освобождает от риска неплатежа;
3. позволяет экономить на административных и бухгалтерских расходах.
В соответствии с Конвенцией о международном финансовом представительстве (факторинге), принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из четырех:
1. наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
1. ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
1. инкассирование задолженности;
1. страхование поставщика от кредитного риска неплатежа.
Факторинговые операции подразделяются на следующие виды:
1. внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, когда какая-либо из трех сторон находится в другом государстве;
2. открытые, если должник извещен о заключении факторингового договора, в противном случае – закрытые (конфиденциальные);
3. с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику вернуть уплаченную сумму, и без права регресса;
4.с условием кредитования экспортера в форме предварительной оплаты или оплаты к определенной дате.
Плата, взимаемая с поставщика фактор-фирмой, состоит из четырех частей:
1. комиссии за факторинговое обслуживание;
2. платежа за выполнение функции делькредере;
3. платы за кредит;
4. прибыли фактора.
Комиссия взимается как плата за управление при факторинговом обслуживании. Размер ее в большинстве стран колеблется в пределах 0,5–3% и зависит от годового оборота поставщика, структуры сбыта, объема работы факторинговой компании, степени кредитного риска, конъюнктуры рынка.
Функция делькредере оценивается в 0,2–0,4% суммы финансирования и зависит от платежеспособности должника. Однако платеж за ее выполнение, как правило, не выше, чем премия при страховании кредита.
Плата за кредит, предоставляемый поставщику в виде предварительной оплаты переуступаемых долговых требований, как правило, на 2–4 % выше текущей банковской ставки при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичными кредитоспособностью и объемом сделок. Это обусловлено риском факторинговой операции.
Форфейтинг (от фр. a forfait – отказ от права) – это передача от поставщика банку или специализированной компании (форфейтеру) денежных требований к покупателю путем продажи векселей или других долговых требований.
При данной сделке форфейтер берет на себя риск возможного неплатежа импортера без права регресса (возврата) документов и обязательств экспортеру. Он приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, на который они выписаны. Форфейтинговая фирма может хранить документы у себя либо же перепродать их другой аналогичной фирме.
Для экспортера форфейтинг предоставляет ряд преимуществ:
1. значительно ускоряет поступление средств за экспортируемый товар, а следовательно, и оборот капитала;
2. освобождает от риска неплатежа и валютного риска;
3. улучшает баланс предприятия;
4. освобождает от рисков, связанных с колебанием процентных ставок.
Недостатком форфейтинга для экспортера являются значительные расходы при передаче долговых требований и рисков форфейтеру.
Развитие форфейтинга тесно связано с быстрым ростом экспорта дорогостоящего оборудования и повышением роли кредита в мировой торговле. Наибольшее распространение данный способ получил в Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании.