Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) – многостороннее международное соглашение, имеющее целью унификацию правил международной торговли и обеспечение современного, единообразного и справедливого режима договоров международной купли-продажи товаров. Данная Конвенция была разработана Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Конвенция призвана заменить две Гаагские Конвенции «О единообразных законах в международной купли-продажи товаров». Данная конвенция была принята 11 апреля 1980 г. в Вене (Австрия) на Конференции ООН по договорам международной купли-продажи.

Значение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров состоит в следующем:

1. устранение существенных расхождений в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров;

2. определение признаков международного характера договора;

3. установление перечня видов договоров и услуг, на которые не распространяется действие Конвенции;

4. определение перечня объектов купли-продажи, в отношении которых настоящая Конвенция не применяется;

5. установление типовой формы контракта купли-продажи;

6. определение основных прав и обязанностей сторон по договору;

7. регулирование порядка заключения договоров путем направления коммерческих предложений;

8. определение средств правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем и порядка исчисления убытков;

9. регулирование отношений сторон по договорам в случае возникновения споров между продавцом и покупателем, если хотя бы одна из сторон представляет государство, не присоединившееся к Конвенции.

Конвенция не применяется:

1. к продаже товаров, приобретаемых для личного и домашнего использования, с аукционов, в порядке исполнительного производства;

2. к продаже фондовых бумаг, оборотных документов и денег;

3. к продаже судов водного и воздушного транспорта;

4. к продаже электроэнергии;

5. к договорам подряда и предоставления услуг;

6. к розничной торговле.

Венская конвенция включает 101 статью и состоит из четырех частей:

1. Сфера применения и общие положения.

2. Заключение договора.

3. Купля-продажа товаров.

4. Заключительные положения.

Внутри частей текст разбит на разделы, главы и статьи.

Вопросы прямо не решённые в Конвенции подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов, в соответствии с правилами, применяемыми в силу коллизионной нормы.

Документы, имеющие отношение к рассматриваемым вопросам:

1. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. с поправками, внесёнными в 1980 г.

2. Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.

 

 

3. Структура и содержание внешнеторгового контракта.

Договор (контракт) купли-продажи товаров –это документ, свидетельствующий о том, что одна сторона сделки (продавец) обязуется поставить товар в собственность другой стороне (покупателю), которая в свою очередь обязуется принять его и уплатить цену.

Содержание контракта определяется сторонами сделки. Формулировки статей они выбирают самостоятельно в зависимости от предмета договора, торговых обычаев, наличия международных соглашений, длительности знакомства и т.д.

Каждому контракту присваивается индивидуальный номер. Целесообразно указывать унифицированный номер в следующем виде: ББ99999999_99999 или ЦЦЦ99999999_99999

1. Первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны покупателя (продавца) по международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления.

2. Вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации покупателя (продавца) в соответствии с Общестатистическим классификатором предприятия и организации (ОКПО).

3. Третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации покупателя (продавца).

Текст контракта начинается с преамбулы, в которой указываются дата и место заключения договора и полное юридическое наименование сторон. Традиционно первым указывается название фирмы продавца, затем – покупателя, после чего, как правило, располагаются следующие разделы:

1. Предмет контракта;

2. Качество товара;

3. Срок и дата поставки;

4. Базисные условия поставки;

5. Цена;

6. Условия платежа;

7. Упаковка и маркировка;

8. Порядок сдачи-приемки;

9. Условия о гарантиях;

10. Рекламации;

11. Штрафные санкции и возмещение убытков;

1. Форс-мажорные обстоятельства;

13. Арбитражная оговорка;

14. Другие условия контракта;

15. Юридические адреса сторон;

16. Подписи продавца и покупателя.

Предмет контракта.В данном разделе указываются наименование и количество поставляемого товара в принятых единицах измерения. Если предметом сделки выступают машины и оборудование, то в этом разделе обычно указывают лишь их наименование и основные характеристики, а развернутые технические данные выносятся в приложение к контракту, которое называется спецификация.

Качество товара.В международной практике качество может соответствовать стандартам (ISO, ГОСТ, СТБ, ТУ и т.д.) либо образцам.

Срок и дата поставки.Срок поставкисогласовывается сторонами и означает временной период, в течение которого продавец обязан передать товар покупателю. Если товар отгружается несколькими партиями, то наряду с общими устанавливаются и промежуточные сроки поставки.

Согласно Конвенции ООН, продавец должен поставить товар:

1. в определенную дату;

2. в течение периода;

3. в разумный срок после заключения договора.

Цена.В данном разделе контракта купли-продажи содержится информация о цене единицы товара и стоимости всей поставки, базисе цены, методе определения цен и моменте их фиксации, валюте цены.

Определить базис цены – значит установить, какие транспортные, страховые и другие расходы по доставке товара несет продавец (они, следовательно, включаются в цену). В зависимости от базисных условий поставки различают цены EXW, FCA, FOB, CIF и т.д.

В зависимости от метода определения цены подразделяются:

1. Твердые цены устанавливаются в момент подписания контракта и не подлежат изменениям в будущем.

2. Подвижнаяцена фиксируется в момент подписания контракта и в дальнейшем может быть пересмотрена в зависимости от изменения рыночных цен на данный товар.

3. Скользящая цена фиксируется в момент подписания контракта и корректируется в случае изменений издержек производства в период исполнения договора. Скользящая цена на практике часто рассчитывается по формуле, предложенной Европейской экономической комиссией ООН: Ц10/100·(a+b·M1/M0+с·S1/S0), a+b+c=100%, где Ц1 – окончательная цена после корректировки; Ц0 – базовая цена по контракту; M1 – средняя арифметическая цена на сырье и материалы на момент исполнения контракта; М0 – средняя арифметическая цена на сырье и материалы на момент подписания контракта; S1 – средняя арифметическая зарплата на момент исполнения контракта; S0 – средняя арифметическая зарплата на момент подписания контракта; а, b, с – доли, которые занимают в цене отдельныезатраты: постоянные расходы, расходы на материалы,расходы на зарплату соответственно.

4. Цены с последующей фиксациейне оговариваются в момент подписания контракта. В этом случае в договоре устанавливается порядок их исчисления к моменту платежа.

5. Онкольные цены.При долгосрочных поставках цены могут устанавливаться перед началом каждого календарного года или перед каждой поставкой партии товаров по биржевым или иным ценам.

Условия платежа. В разделе устанавливаются валюта, место и срок платежа, определяется порядок расчетов, оговорок, направленных на уменьшение или устранение валютного риска.

Выделяют следующие способы платежа:

1. наличными, в следующих формах:

a. чековая;

b. аккредитивная (документарный аккредитив);

c. инкассо;

d. банковский перевод;

e. по открытому счёту.

2. в кредит:

a. вексельный кредит;

b. рассрочка платежа;

c. кредитование по открытому счёту;

d. выдача аванса импортёром экспортёру;

e. банковский кредит.

3. Сочетание первого и второго способов.

Валюта платежа может быть валютой страны экспортера, импортера или какой-либо третьей страны. Она может не совпадать с валютой цены товара. В этом случае в контракте указывается курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа.

Нередко в контракты включается оговорка о способе обеспечения платежа. Это могут быть банковская гарантия, страхование экспортных кредитов, залог недвижимости и др. Также применяются пени, штрафы и санкции.

Упаковка и маркировка.В разделе указываются вид и характеристика упаковки, ее качество, размеры, способ оплаты, нанесение на упаковку маркировки.

Различают упаковку внешнюю (ящики, коробки, контейнеры и др.) и внутреннюю, неотделимую от товара.

Стандартная упаковка:

1. европоддоны имеют размер 800х1200 мм;

2. международные поддоны 1000х1200 мм.

Порядок сдачи-приемки. Под сдачей-приемкойтовара понимается передача товара продавцом в распоряжение покупателю в соответствии с условиями контракта купли-продажи.

Сдача-приемка подразделяется на:

1. предварительную приемку,которая производится на предприятии продавца и имеет целью установить соответствие товара, его упаковки и маркировки условиям договора;

2. окончательную сдачу-приемку,которая устанавливает фактическое выполнение поставки по количеству и качеству в согласованное место и определенный срок.

Условия о гарантиях.В контрактах о поставках машин, оборудования, техники содержится условие о гарантийном обслуживании. Стороны согласуют объем гарантии, гарантийный срок, обязанности продавца в течение гарантийного периода.

Рекламации– это претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с невыполнением условий контракта, чаще всего несоответствием количества и качества поставленного товара условиям контракта.

Штрафные санкции и возмещение убытков.В контракте могут быть предусмотрены различного рода санкции в виде неустойки, пени, уплачиваемых продавцом или покупателем за невыполнение своих обязательств по договору.

Форс-мажориые обстоятельства.В ходе исполнения контракта могут возникнуть обстоятельства, препятствующие исполнению договора, которые невозможно было предвидеть и предусмотреть при его подписании. Такие обстоятельства называются непредвиденными,или форс-мажорными.Поэтому почти все контракты купли-продажи содержат условие, разрешающее переносить срок исполнения договора или освобождающее стороны от полного или частичного выполнения обязательств по договору в случае наступления после заключения контракта форс-мажорных обстоятельств.

К непредвиденным обстоятельствам относятся как стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, ураганы), так и различные политические или торгово-политические действия (война, блокада, запрет экспорта и импорта).

Арбитражная оговорка.В данном разделе контракта определяется порядок разрешения споров, возникающих в ходе выполнения условий договора, и указывается суд, в котором предполагается рассмотрение возможных разногласий.

Другие условия контрактаотличаются большим разнообразием и определяются потребностью в них сторон.

Наиболее часто встречаются следующие дополнения к контракту:

1. положение о том, что приложения к контракту являются его неотъемлемой частью;

1. условие, по которому все изменения и дополнения к контракту считаются действительными только в том случае, если они совершены в письменной форме по согласованию обеих сторон;

1. порядок прекращения контракта;

4. порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Текст контракта заканчивается указанием юридических адресов сторон и подписями и печатями продавца и покупателя.

 

4. Базовые условия поставки «ИНКОТЕРМС 2010».

Инкотермс-2010 (Incoterms, International commerce terms) – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 года.

Цель ИНКОТЕРМС – обеспечение международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле условий поставки, т.к. базисные условия поставки (БУП) регулируют вопросы связанные с организацией доставки. Любой базис (термин) регулирует три основных транспортных вопроса:

1. Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке груза, т.е. определение какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие расходы, начиная с какого момента, несёт покупатель.

2. Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты, либо случайной гибели груза.

3. Дату поставки товара, т.е. определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя.

Впервые свод международных правил был опубликован Международной торговой палатой в 1936 г. Поправки и изменения в него вносились в 1953 г., 1967 г., 1976 г., 1980 г., 1990 г., 2000 г. С 1 января 2011 г. – «ИНКОТЕРМС-2010».

Термины разделены на 4 группы:

1. Е – место отправки, отгрузка.

2. F – основная перевозка не оплачена продавцом.

3. C – основная перевозка оплачена продавцом.

4. D – доставка.

Также термины разделены на две группы в зависимости от вида транспорта:

1. Правила, применимые к любому виду/видам транспорта, которые включают 7 терминов:

1. EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

2. FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.

3. CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.

4. CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.

5. DAP (Delivered at Point): поставка в месте назначения.

6. DAT. Delivered at Terminal: поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала.

7. DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.

2. Правила, применимые к морскому транспорту и транспорту территориальных вод, которые включают в себя 4 термина:

1. FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.

2. FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар отгружается на корабль заказчика.

3. CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).

4. CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).

 

 

Группа Термин Вид транспорта Комментарий
Е (отгрузка, место отправки) EXW любые виды транспорта EX Works (... named place) Франко завод ( ...название места) Переход рисков: в момент передачи товара на складе продавца. Экспортные таможенные формальности: ответственность покупателя. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.
F (основная перевозка не оплачена продавцом) FCA любые виды транспорта Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места) Переход рисков: в момент передачи перевозчику на складе продавца Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
FAS морские и внутренние водные перевозки Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) Переход рисков: в момент размещения товара вдоль борта судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
FOB морские и внутренние водные перевозки Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки) Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
С (основная перевозка оплачена продавцом) CFR морские и внутренние водные перевозки Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения) Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
CIF морские и внутренние водные перевозки Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...назв. места назначения) Переход рисков: в момент доставки / передачи перевозчику Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
СРТ любые виды транспорта Carriage Paid То (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
D (доставка) DAT любые виды транспорта Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала) Переход рисков: в момент доставки товара на терминал покупателя Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
DAP любые виды транспорта Delivered At Point (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта) Переход рисков: в момент доставки товара в пункт указанный покупателем Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (…название места назначения) Переход рисков: в момент передачи товара в распоряжение покупателя Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца Импортные таможенные формальности: ответственность продавца