Октябрь – глубокая осень.

Сентябрь – это первоосенье.

Отгадать загадку просим, кто художник этот?

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Вот художник как художник, все леса позолотил.

Ход занятия.

-Здравствуйте ребята, сейчас у вас будет внеклассное занятие, и его проведем у вас я – Анастасия Владимировна и я – Анна Дмитриевна.

-И так ребята отгадайте загадку.

Ответ: Осень.

-Правильно, наша беседа будет называться « Музыка осени»

-Давайте же вспомним какие краски присутствуют в этом времени года (осень)?

Дети: Оранжевые, красные, желтые, коричневые…………….

- Правильно.

- А знаете ли вы, сколько длится осень?

3. Ноябрь – предзимье.

-Сейчас мы с вами поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября.

-Солнышко бледнее, воздух холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и тд.

- Да верно.

-Многие художники писали осенние пейзажы, среди них такие известные художники как Левитан и Шишкин.

(репродукции картин)

-Как вы думаете, какие месяца изображены на картинах? Почему?

-Как и художники, композиторы по своему передают всю красоту осени.

Вот, например известный русский композитор П.И.Чайковский очень любил русскую природу и проводил все время в своей усадьбе под Клином.

Он написал целый цикл, который называется «Времена года».

Этот цикл состоит из 12 пьес.

- Как вы думаете, почему их 12?

(ответ детей)

Правильно, ведь это так, потому что у нас в году 12 месяцев.

Но мы с вами остановимся на 3 его пьесах.

Первая пьеса так и называется «Сентябрь».

(включаем пьесу Сентябрь)

Какими музыкальными средствами пользовался автор, чтобы передать всю красоту осеннего пейзажа в сентябре?

Давайте второй раз послушаем, и вы скажите, какое настроение хотел передать автор? (2 раз включаем)

(весело)

- Правильно, ведь второе название этой пьесы «Охота».

Человек занимался охотой с доисторических времен. С развитием человеческого общества менялись способы и цели охоты. В первобытном обществе охота была одним из основных источников пищи, а также была частью обрядов и ритуалов. Далее развились различные виды охотничьих забав, охота стала развлечением аристократов. В настоящее время существует большое количество охотничьих организаций, а изготовление и продажа охотничьего инвентаря является бизнесом.

На Руси очень любили охоту. И мы хотели бы представить картины.

(картины с охотой)

- А сейчас давайте поговорим о втором осеннем этапе, как он называется?

-Глубокая осень.

- Правильно, и так если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы написали про октябрь?

(ответ детей)

А вот так представлял себе этот месяц Чайковский.

(включаем пьесу Октябрь)

-Как вы думаете, а какое настроение у той пьесы? С помощью, каких выразительных средств композитор это выразил?

(ответ детей)

-Прослушаем сейчас эту пьесу еще раз, а потом мы сравним первую и вторую пьесу.

(2 раз включаем)

-Сравните, как композитор изобразил эти два месяца.

-Ребята, а теперь давайте поговорим с вами о последнем месяце и одноименной пьесе. О ноябре.

Назовите особенности этого месяца.

(деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег)

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите о каком оно месяцы и кто его автор.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,