Октябрь – глубокая осень.
Сентябрь – это первоосенье.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Вот художник как художник, все леса позолотил.
Ход занятия.
-Здравствуйте ребята, сейчас у вас будет внеклассное занятие, и его проведем у вас я – Анастасия Владимировна и я – Анна Дмитриевна.
-И так ребята отгадайте загадку.
Ответ: Осень.
-Правильно, наша беседа будет называться « Музыка осени»
-Давайте же вспомним какие краски присутствуют в этом времени года (осень)?
Дети: Оранжевые, красные, желтые, коричневые…………….
- Правильно.
- А знаете ли вы, сколько длится осень?
3. Ноябрь – предзимье.
-Сейчас мы с вами поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября.
-Солнышко бледнее, воздух холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и тд.
- Да верно.
-Многие художники писали осенние пейзажы, среди них такие известные художники как Левитан и Шишкин.
(репродукции картин)
-Как вы думаете, какие месяца изображены на картинах? Почему?
-Как и художники, композиторы по своему передают всю красоту осени.
Вот, например известный русский композитор П.И.Чайковский очень любил русскую природу и проводил все время в своей усадьбе под Клином.
Он написал целый цикл, который называется «Времена года».
Этот цикл состоит из 12 пьес.
- Как вы думаете, почему их 12?
(ответ детей)
Правильно, ведь это так, потому что у нас в году 12 месяцев.
Но мы с вами остановимся на 3 его пьесах.
Первая пьеса так и называется «Сентябрь».
(включаем пьесу Сентябрь)
Какими музыкальными средствами пользовался автор, чтобы передать всю красоту осеннего пейзажа в сентябре?
Давайте второй раз послушаем, и вы скажите, какое настроение хотел передать автор? (2 раз включаем)
(весело)
- Правильно, ведь второе название этой пьесы «Охота».
Человек занимался охотой с доисторических времен. С развитием человеческого общества менялись способы и цели охоты. В первобытном обществе охота была одним из основных источников пищи, а также была частью обрядов и ритуалов. Далее развились различные виды охотничьих забав, охота стала развлечением аристократов. В настоящее время существует большое количество охотничьих организаций, а изготовление и продажа охотничьего инвентаря является бизнесом.
На Руси очень любили охоту. И мы хотели бы представить картины.
(картины с охотой)
- А сейчас давайте поговорим о втором осеннем этапе, как он называется?
-Глубокая осень.
- Правильно, и так если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы написали про октябрь?
(ответ детей)
А вот так представлял себе этот месяц Чайковский.
(включаем пьесу Октябрь)
-Как вы думаете, а какое настроение у той пьесы? С помощью, каких выразительных средств композитор это выразил?
(ответ детей)
-Прослушаем сейчас эту пьесу еще раз, а потом мы сравним первую и вторую пьесу.
(2 раз включаем)
-Сравните, как композитор изобразил эти два месяца.
-Ребята, а теперь давайте поговорим с вами о последнем месяце и одноименной пьесе. О ноябре.
Назовите особенности этого месяца.
(деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег)
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите о каком оно месяцы и кто его автор.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,