Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Гиперкинетическая форма.

Гемипаретическая форма (ДЦ гемиплегия).

Двойная гемиплегия.

Спастическая диплегия.

Повреждение двигательной зоны КГМ или основного двигательного пути нарушает проведение импульса преимущественно к нижним конечностям, которые оказываются парализованными. Отсутствие движения в мышце или группе мышц в результате нарушений в двигательном рефлекторном пути. Повреждается центральный двигательный нейрон и развивается центральный паралич или парез. Двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях. Степень поражения рук может быть различной. Повышение мышечного тонуса в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений.

Самая тяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех 4-х конечностях, руки поражаются в такой же степени, как и ноги, иногда сильнее. Двигательные расстройства часто асимметричны. Развитие двигательных функций крайне затруднено.

Обусловлена односторонним повреждением двигательной зоны КГМ или основного двигательного пути. Поражение возникает на противоположной очагу поражения мозга стороне тела (перекрест). Чаще в результате энцефалитов. Односторонние двигательные нарушения. Более тяжелое поражение руки.

Преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга. Симптомы поражения экстрапирамидной системы. Двигательные расстройства, проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений (гиперкинезы). Исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении. Могут охватывать различные мышечные группы. Физиологически нецелесообразные движения. Часто сочетаются с изменениями мышечного тонуса, но характеризуются непостоянством (дистония). Произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков. Речевые нарушения.

Низкий мышечный тонус (атония), трудности в формировании вертикализации (астазия). Несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов, нарушение координации движений. Поражается мозжечковая система мозга, регулирующая координацию движений и равновесие. Расстройство целенаправленных движений, ходьбы; тремор. Затруднения при совершении моторных актов. Неточность и несоразмерность движений. Нарушение ритма движений. Нарушение письма, речи.

 

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания – сочетание различных двигательных расстройств (=> двигательные нарушения, носящие осложненный характер).

 

Особенности развития познавательной сферы

Сложная структура дефекта. Особый вид психического дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Дефицитарность моторной среды обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. Прогноз психического развития связан с тяжестью поражения ОД аппарата, однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы. Оптимальное развитие возможно только при условии адекватного воспитания и обучения.

Психический дизонтогенез по дефицитарному типу определяет возрастную динамику и неравномерность психического, двигательного и речевого развития. Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики.

У 25-35 % потенциально сохранный интеллект. Виды психических нарушений: ЗПР и олигофрения (сочетание психического дизонтогенеза дефицитарного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития или недоразвития).

Особенности познавательных процессов:

1. Нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы;

2. Повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастения), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Вторичные невротические осложнения при интеллектуальном перенапряжении.

3. Повышенная инертность и замедленность психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию, «вязкости» мышления.

 

Внимание

Повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Невозможность фиксации взора, недостаточный уровень развития прослеживающей функции глаз, ограничение поля зрения, нистагм. Все свойства внимания задерживаются в развитии. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Инертность психической деятельности. Особенно значимые трудности при формировании произвольного внимания. Страдает сосредоточение и произвольный выбор во время приема и переработки информации.

 

Восприятие

Количественное отставание от возрастных нормативов, качественное своеобразие в формировании данной ПФ.

Своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций (возникает притормаживание общих движений, отсутствует двигательный компонент реакции, иногда – защитно-оборонительные реакции).

Зрительное сосредоточение после 4-8 мес. Косоглазие, нистагм, влияние позотонических эффектов на мышцы глаз. Зрительное прослеживание формируется позднее и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.

Перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта. Нарушаются согласованные движения руки и глаза, у некоторых – глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер. Зрительно-моторная координация формируется к 4 годам. Негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, наглядно-действенного мышления...

Нарушение гнозиса затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений, конфликтных составных фигур; нечеткость восприятия картинок. Трудности графического воспроизводства букв и цифр.

Нередка недостаточность зрения. Из-за внутреннего косоглазия используется ограниченное поле зрения. Снижение остроты зрения, двоение в глазах => дефектное, искаженное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.

Перцептивные действия и образы восприятия формируются медленнее. Определяющую роль в их формировании играет умственное развитие (у детей с умственной отсталостью – более глубокие нарушения). Не наблюдается устойчивой связи между словом и сенсорным образом (тормозит соотнесение наименований с предметом в процессе решения перцептивных задач).

Иногда – снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия. Задержка речевого развития, ошибки письма.

Недостаточность активного осязательного восприятия => слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами. Ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Задержка формирования целостного представления о предметах, дефицит знаний о мире.

В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта задерживается развитие ориентировки в пространстве. Значительные нарушения пространственного восприятия.

Неправильное представление о форме и сущности окружающих предметов. Грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор. У многих нарушение представления о величине объемных предметов. Тесная связь развития объемных представлений и пространственного восприятия, а также необходимость ранней работы по развитию пространственного восприятия.

Страдают различные звенья пространственного и временного восприятия (чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов).

Формирование пространственно-временных отношений сопряжено с трудностями (т.к. малое включение активного перемещения, при ограничении практического, игрового опыта). Затруднения в различении пространственных отношений, правильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространственных признаков указывают на недостаточность обобщенного понимания уже сложившихся словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую практическое освоение пространства.

У детей с выраженной статичностью обнаруживается наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве, сопровождающееся чувством страха. Дети с гиперкинетической формой ДЦП раньше проявляют способность к пространственному восприятию и простейшему обобщению, раньше развивается представление о схеме тела.

Могут быть нарушены различные звенья процесса активного восприятия пространства, что отчетливо проявляется в различных видах деятельности, требующих пространственных представлений (возрастают по мере усложнения деятельности).

У многих школьников с ДЦП встречаются в комплексе дефекты стереогноза, зрительного восприятия формы и пространственных представлений. Эти дефекты лежат в основе дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения).

Недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. Задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы иела.

Сенсорная сверхчувствительность.

Нарушение процесса активного восприятия окружающего мира зачастую приводит к ЗПР даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях.

 

Память

Специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Недостатки восприятия определяют недостатки образной памяти. Нечеткие образы в памяти. Нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия => образ памяти фрагментарный, нечеткий.

Двигательная память развивается своеобразно и с опозданием.

У некоторых детей механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать её (тогда помогает осваивать счет и чтение). Но трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память задерживается в своем становлении.

Более полно запоминаются яркие предметы, вызывающие больше ассоциативных связей.

 

Мышление

Двигательные нарушения не дают возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач. Наглядно-действенное мышление формируется с большим опозданием и своеобразно. Познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логические мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции (речь). Может давать объяснения, описать этапы выполнения действий, но выполнить их не может.

Наглядно-образное мышление также формируется позже нормативных сроков и имеет специфические особенности.

Этапы формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения (развитие словесно-логического мышления) страдает. Основной связью с предметом долгое время остается зрительная => преобладание чувственного обобщения над словесным, задержка развития понятийного мышления.

Становление и целенаправленное развитие речи способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, => развитие понятийного, словесно-логического мышления.

При гиперкинетической форме чувственное обобщение достигает своего наибольшего развития. Эмоциональность; речь становится средством связи и познания мира.

При двойной гемиплегии и спастической диплегии – нарушение гностических зрительных функций, недостаточное развитие чувственного обобщения. Речь не становится средством познания, задержка развития понятийного и абстрактного мышления.

При атонически-астатической форме речь отражает конкретные связи слова с предметом, обобщенный тип восприятия не развивается.

Дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Классификации конкретны, ситуативны. Задержка в формировании обобщающих понятий и форм.

Процесс овладения понятием количества протекает при патологическом формировании стереотипа счетного действия. Препятствия ручному действию (на начальных этапах развития счета).

Церебрастенические явления (низкая интеллектуальная работоспособность), инертность психической деятельности.

 

Речь

Малая активность звуковых проявлений, задержка и бедность, фрагментарность лепета. Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствует спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков. Рано начатая коррекционно-логопедическая работа способствует развитию артикуляционного аппарата и подготовке к членораздельному произнесению звуков.

60-70 % детей – дизартрия (нарушение звукопроизносительной стороны речи).

В основном связано с общими двигательными расстройствами (спазмы мышц языка, гортани; невозможность ощущать положение языка, губ; нарушения слуха; расстройства дыхания и голосообразования).

Может быть недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и пространственных связей и отношений. Зачастую словесное обозначение пространственных отношений носит примитивный характер.

Недостаточность лексико-грамматического развития. Ограниченность словаря, узость общих представлений. Слабая актуализация словаря, забывание словесных формулировок, неточности употребления отдельных лексико-грамматических групп, использование речевых штампов (сходство с недоразвитием речи).

Сроки речевого развития задержаны (вызвано поражением двигательных механизмов речи и спецификой самого заболевания, ограничивающего опыт и контакты ребенка). Короткие предложения, нарушения согласования, слабое использование предлогов.

Недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений. Трудности понимания текстов художественных произведений, арифметических задач.

Слабая дифференциация логических значений, незнание правил перефразирования, нарушение лексической сочетаемости.

Нарушения мелодико-интонационной стороны речи (голос слабый, иссякающий, невыразительный).

Значимо развитие коммуникативной стороны речи в процессе общения. Гиперопека негативна.

 

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

 

Психологические механизмы формирования личности едины, но разные условия формирования приводят к появлению специфических закономерностей развития личности. Среди видов аномального развития чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе – дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Неравномерность созревания отдельных ПФ. Выделяют простой (неосложненный) психический инфантилизм, к нему относят и гармонический инфантилизм. Психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой.

Также выделяют осложненные формы. Но при всех формах недоразвитие личности является ведущим и определяющим симптомом.

Недоразвитие высших форм волевой деятельности. Дети руководствуются эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Эгоцентричны. Интеллектуальные интересы развиты слабо. Феномен «школьной незрелости».

Поражение незрелого ГМ => корковые мозговые структуры созревают неравномерно и в замедленном темпе => изменения личности по типу инфантилизма. Условие развития отклонений – неправильно воспитание, ограничение деятельности. Незрелость сохраняется и в старшем школьном возрасте, препятствуя адаптации. Иногда – склонность к резонерству, ранние проявления сексуальности. Повышенный интерес к игровой деятельности, слабость волевого усилия, внушаемость. Старший школьный возраст – двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, истощаемость, инертность.

Варианты осложненного инфантилизма:

· Невропатический вариант – несамостоятельность, внушаемость + тормозимость, пугливость, неуверенность в своих силах. Привязаны к матери, с трудом адаптируются, робки, застенчивы, низкий уровень мотивации => нарушение адаптации к школе, к социальному окружению. Реакции пассивного протеста, уходы из дома, нарушения соматовегетативных функций. Суицидальное поведение. Отказ от выполнения требований.

· Сочетание с симптомами раздражительной слабости (цереброастенический вариант). Эмоциональная возбудимость, нарушения внимания, памяти, низкая работоспособность, склонность к конфликтам, утомляемость, непереносимость психического напряжения. Неустойчивое настроение, недовольство, раздражение. Требование внимания, одобрения. Аффективно-возбудимые формы поведения. Обидчивость, замкнутость, озлобленность.

· Органический инфантилизм. Сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности (инертность, тугоподвижность мышления, низкий уровень в развитии операции обобщения). Двигательная расторможенность, благодушность, нарушение целенаправленной деятельности, снижение уровня критичности. Внушаемость + упрямство, плохая переключаемость внимания. Нарушения памяти, снижение уровня работоспособности. Чаще при атонически-астатической форм ЦП (поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур). Эмоционально-волевые расстройства характеризуются большей дисгармонией. Неадекватно завышенный самооценка и уровень притязаний, отсутствие адекватной реакции на успех.

Особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны и с биологическими, и с социальными факторами. Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоциоанльно-волевой сферы и других сфер личности.

В одном случае – повышенная возбудимость, чувствительность к раздражителям, беспокойность, суетливость, вспышки раздражительности, упрямство, быстрая смена настроения.

В другом – вялость, пассивность, нерешительность, заторможенность, трудности в адаптации, страхи, ипохондрии.

Многие отличаются повышенной впечатлительностью. Часто расстройство сна. Важно соблюдать режим дня. Повышенная утомляемость. При неудачах теряет интерес. В результате утомления может возникнуть двигательное беспокойство, ускоряется темп речи. Развитие организованности и целенаправленности деятельности затруднено.

Факторы, определяющие особенности волевой сферы, делятся на объективные (условия заболевания, длительное пребывание в лечебном учреждении) и субъективные (отношение к заболеванию, самооценка).

По уровню волевого развития:

· Общее снижение эмоционально-волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм. Вялость, апатия или несдержанность, иждивенческие настроения.

· Достаточно высокий уровень волевого развития. Адекватная самооценка, мобилизация компенсаторных сил организма и личности. Борьба с заболеванием, упорство, развитие самостоятельности.

· Средний уровень волевого развития. В зависимости от самочувствия эпизодически проявляют достаточную волевую активность. Периоды волевого подъема сменяются снижением уровня активности.

Коррекционно-восстановительная работа требует учета различий. Важно, чтобы у ребенка развивалось положительное отношение к своей болезни и возможностям. Ведущая роль – у родителей и воспитателей.

Патохарактерологическое формирование личности (психогенно обусловленное развитие личности в связи с длительным воздействием психотравмирующего фактора и неправильным воспитанием) отмечается у большинства детей. Отрицательные черты характера закрепляются по причине воспитания по типу гиперопеки (пассивность, эгоцентризм, зависимость от взрослых, тенденции к манипулированию).

Иногда тормозные формы поведения носят компенсаторный характер (скрыть нарушения).

При гипоопеке – тоже отклонения в развитии.

Осознание дефекта – в возрасте 7-8 лет, связано с переживаниями по поводу недоброжелательного отношения со стороны сверстников.

Психогенные реакции (Э.С. Калижнюк):

· Невротические реакции в сочетании с пассивно-оборонительными – гипостенический вариант (ранимость, застенчивость, робость).

· Агрессивно-защитные формы поведения – гиперстенический вариант (аффективная несдержанность, готовность к конфликтам и агрессии).

 

Психогенные реакции на невротическом уровне делят на три группы по их клинической выраженности:

1. Астенофобические – дети робки, застенчивы, затормаживаются в новой обстановке. Пугливость, сензитивность. Невротические проявления, нарушения соматовегетативной сферы. 11-12 лет – аффективный этап. Эмоциональная возбудимость, фобические реакции, склонность к возникновению аффекта страха.

2. Астенодепресивные – осознание физической неполноценности, повышенная ранимость, стремление оградить себя от посещения многолюдных мест, изоляция.

3. Полиморфные синдромы с включением истерического компонента – невротические проявления, двигательная расторможенность, упрямство, негативизм, истерические реакции.

Переживание физической недостаточности наиболее остро в подростковый и юношеский период.

 

По отношению к дефекту:

· Понимают последствия заболевания, трезво оценивают свои силы и возможности, готовы к трудностям. Целеустремленность, волевые качества, успехи в учебе, утверждение в жизни.

· Подавленное настроение, потеря веры в улучшение состояния.

· Спокойно относятся к заболеванию (компенсация другими качествами; избалованность и иждивенчество; недостаточное развитие личности в целом). Нет объективной оценки своих возможностей, критического отношения к ним.

 

Разница в реакциях определяется направленностью личности ребенка. В целях правильного развития личности важно преодолеть переживания, направленные лишь на косметическую сторону дефекта (психологическая работа).

Наиболее остро переживают те, кто приобрел нарушения в подростковом возрасте.

Большая частота больных с ДЦП астеноневротического, психоастенического и сензитивного типов акцентуации. Ведущая роль органического поражения мозга в формировании черт неустойчивого типа акцентуаций.

Большинство оценивают положительно отношения с матерью, но со стороны отца – мало внимания (причиной считают свой дефект). У более половины детей отрицательное отношение к будущему. Половина детей боится конфликтных ситуаций в микросоциуме. Большинство считают себя способными нести более серьезную ответственность за себя, чем им позволяют родители и учителя (осознают гиперопеку).

90 % детей осознают свой дефект, сознательно ограничивают свои возможности, имеют определенные прогнозы в отношении будущего, нереализованные возможности связывают с дефектом, не считают общение со здоровыми сверстниками необходимым для себя.

Развитие личности проходит своеобразно, специфика определяется биологическими и социальными факторами, неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности.

Особенности деятельности

Развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. В основном это связано с двигательной патологией. Предметная деятельность формируется со значительным опозданием вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Задержка формирования целостного представления о предмете, недостаточный запас знаний и представлений о мире. Не могут следить глазами за движениями рук. Все это негативно сказывается на развитии игры. По уровню сформированности игровой деятельности группа детей не является однородной. Есть дети (лобно-подкорковые нарушения) с аномалиями в развитии поведения – повышенная возбудимость, эйфория, хаотичность деятельности, импульсивность или подавленность. Отсутствие игрового процесса и предметной деятельности. Отсутствие целенаправленной предметной деятельности.

Игровая деятельность дошкольников 4-5 лет носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, бедность средств выразительности, скупость речевого сопровождения. Не возникает сюжетно-ролевая игра. Целенаправленное обучение игровой деятельности изменяет её характер. Возникает эпизодическое общение, отображение последовательности сюжетных действий, увеличивается продолжительность игры. Развитие мотивационно-потребностных и операционных компонентов игры.

5-6 лет – становление сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика, игра обогащается, увеличивается продолжительность, групповой характер, ролевое общение.

6-7 лет – изменения структурно-динамической стороны. Формирование творческих коллективов, сворачивается роль взрослого. Отражаются взаимоотношения, ролевое взаимодействие. Творческий замысел, несколько сюжетов.

Т.о., в развитии игровой деятельности наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но у детей с ДЦП больший разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня, большая потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации, снижение активности и самостоятельности.

Важна проблема трудового обучения и воспитания. Организация трудовой деятельности направлена на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте важна как средство разностороннего развития ребенка (обогащаются знания и представления, устанавливаются причинно-следственные связи, развиваются все познавательные психические процессы). Трудовая деятельность – источник развития личности, формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу, трудолюбие, настойчивость. Источник нравственного развития. Коллективный характер => умение взаимодействовать, развитие коммуникативных навыков.

Особую актуальность приобретает освоение навыков самообслуживания (подготовка к школе). У многих апраксия (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Развиваются в процессе манипулятивной деятельности. Явления апраксии негативно влияют на развитие различных видов деятельности. Негативно влияет воспитание по типу гиперопеки (не формируется потребность в деятельности, речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера; неадекватная самооценка; депривация в сфере деятельности).

Основное условие развития предметной, игровой, трудовой, учебной и дроугих видов деятельности – адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Ребенок развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Но чем раньше проведена диагностика двигательной патологии, начата психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее прогноз по социальной адаптации.

 

Психологическая диагностика и коррекция нарушений

функций опорно-двигательного аппарата

Диагностика ДЦП, как правило, не вызывает трудностей. Тяжелые – выявляются на первом месяце жизни, легкие – к 5-6 мес.

Бывают случаи гипердиагностики ДЦП, ошибки диагностики в раннем возрасте (некоторые движения нормальные рефлекторные на 2-3 мес.). Неврологическая симптоматика, имеющая место у грудных детей, не всегда свидетельствует о развитии ДЦП.

Но на ранних сроках развития важно не только выявить ДЦП, но и определить уровень его психического развития, осуществлять постоянную динамическую диагностику психической сферы, особенностей личности, формирования деятельности, предотвращать возможность появления 2-ых и 3-ых отклонений в развитии. Ведущая роль в работе по психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции и психологическому консультированию принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения.

К обследованию ребенка с ДЦП применимы все принципы и методы психологической диагностики, но реализуются с учетом структуры дефекта (метод беседы – не ко всем – нарушения речи; изучение продуктов деятельности – снижается ценность рисунка – моторные трудности – избегать переноса результатов продуктивных видов деятельности в интеллектуальную, познавательную, личностную сферу!).

Анамнестический метод – установить диагноз и прогноз развития. Ознакомление с тем запасом жизненного опыта, с которым приходит ребенок на исследование, дает возможность лучше понять роль дефекта во всем предшествующем развитии ребенка. Беседы с родителями.

Способ предъявления диагностического материала должен быть организован так, чтобы ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Обратить внимание на способ передвижения, возможность удержания вертикального положения и стабилизации головы – особенности организации места для диагностики.

Реакция ребенка на вопросы и задания может быть минимальной (улыбка, нахмуривание...). Необходимо находить адекватные средства общения! Систематическое проведение обследования возможно, если удается обнаружить доступные ребенку формы реагирования на задание. Иногда в ходе исследования можно подсказать более сложные формы реагирования.

При обследовании следует оценить степень развития навыков самообслуживания. Важно их своевременно формировать.

Необходимо отметить, какую руку использует как ведущую, оценить возможность захвата и удержания предметов, степень сформированности мелкой моторики, координации.

Логопедическое обследование, воспитатель отмечает степень понимания речи, сформированность экспрессивной речи, использование мимики, жестов.

Изучение пространственных представлений, ориентировка в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

Может быть умственная отсталость, ЗПР, недостаточность зрения, слуха, речи, отклонения в поведении. Важно выявить нарушения слуха! (помощь родителей). Важно для нахождения оптимальных подходов диагностике и коррекции психического развития, предотвращения отставания в психическом и речевом развитии.

Необходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ особенностей личности, обращать внимание как на яркие признаки поведения, так и на более тонкие особенности проявления темперамента, характера, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, особенности деятельности и общения. Положительные качества помогут строить коррекционно-развивающую работу.

Трудности обследования, так как недостатки маскируют потенциальные возможности ребенка. Надежна диагностика, опирающаяся на наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием ПФ и изучением особенностей приобретения ЗУН. Важная роль у психолога и воспитателя ДОУ для детей с нарушениями ОДА.

Успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов различных областей, при соблюдении принципов диагностической работы, требований к диагностике.

 

Психолого-педагогическая коррекция также должна соответствовать нескольким принципам. Комплексный характер (специалисты разного профиля). Раннее начало психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Систематический, организованный, целенаправленный характер.

Ранняя работа по коррекции или сглаживанию двигательных дефектов может предупредить или ослабить негативное влияние моторных нарушений на психическое развитие. Но работа по коррекции отклонений в психическом развитии не может не опираться на двигательный компонент.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Индивидуальный характер, учет формы ДЦП, структуры дефекта. Постоянный характер, все занятия (музыка, лепка, рисование...) должны иметь коррекционную направленность.

Характерная особенность организации обучения и воспитания в детских садах и школах для детей с нарушениями ОДА – тесное сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями.

 

Часто – лечение в больницах, санаториях. Психологические проблемы. Хорошо, если мама вместе с ним.

Необходимо привлекать родителей к участию в лечении детей. Теоретическая и практическая подготовка матери, получает план занятий с ребенком дома. Минимизация негативных психических последствий, связанных с нахождением ребенка в специальном лечебном учреждении, адаптацией к новым условиям, разлуке с близкими.

Необходима активная и систематическая психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа (направлена на развитие познавательных психических процессов, формирование личности и деятельности, коррекцию имеющихся и предотвращение 2-ых нарушений). Чем раньше начинается работа, тем лучше. Но часто сензитивные периоды для развития многих ПФ упускаются.

Комплекс коррекционных мероприятий (младенч. и ранний возраст):

· Стимуляция сенсорной сферы;

· Развитие ручной умелости, предметных действий, координации;

· Развитие понимания речи;

· Активизация деятельности.

Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Уход от воспитания по типу гиперопеки – возникает потребность в самостоятельности и активности. Профилактика личностных нарушений.

Важно, чтобы уровень требований воспитателя был близок к уровню требований родителей. В процессе формирования навыков самообслуживания важно решать обучающие задачки (посчитать пуговицы...).

В дошкольном возрасте – игра – диагностический прием и ведущий метод развития. Развитие памяти, внимания, пространственных представлений... Положительный эмоциональный фон, раскрытие возможностей. Подбор дидактических игр основывается на знании специфических структурных нарушений познавательной деятельности, направлен на коррекцию этих нарушений. Важно включение в комплекс коррекционных мероприятий рисования, лепки, конструирования (развитие способности различать цвет, форму, развитие мелкой моторики).

Основой познавательной деятельности является сенсорное воспитание. Упражнения на развитие перцептивной деятельности, зрительно-моторной координации, улучшение фиксации взора. Воспитание дифференцированности восприятия.

Развитие кинестетического восприятия и стереогноза играет большую роль в развитии познавательной деятельности (т.к. взаимодействие между анализаторами).

Для тренировки конструктивного праксиса – мозаика, кубики, puzzle; конструирование из снега и песка.

Закреплять в режимных моментах и повседневной деятельности понятия, касающиеся восприятия пространства и времени.

Учитывать сенсорную сверхчувствительность ребенка, действовать осторожно, предотвращая неожиданности.

Важно обучение счету. Введение двигательно-осязательного элемента; принцип наглядности; последовательность при введении понятия последующего числа; «двигательный» и «звуковой» варианты счета.

Важны меры по предупреждению патохарактерологического формирования личности. Важны правильные условия воспитания в детском саду и семье. Развивать самостоятельность, активность, волевые качества, черты характера, позволяющие адаптироваться в обществе, мотивационно-потребностную сферу личности. Важно преодоление страхов. Важно расширять кругозор, приучать к новым явлениям, не перегружая обилием впечатлений, воспитывать активность.

В основе специальной коррекционной работы со школьниками лежат общие принципы. При построении системы занятий, направленных на компенсацию нарушенных функций, выделяют:

· Формирование пространственных представлений (черчение, геометрия, география);

· Развитие временных представлений (история, математика, литература);

· Развитие словарного запаса, отработка терминологии, овладение понятиями;

· Овладение терминами абстрактных категорий;

· Развитие речевого общения, построение фраз, употребление предлогов, местоимений;

· Развитие ручной умелости (труд).

Можно компенсировать нарушения и создать предпосылки для овладения квалифицированными профессиями.

Метод тренировки, этапность в предъявлении заданий, выработка трудовых навыков на основе элементарных, автоматизированных двигательных навыков.

Важность трудового воспитания связана с необходимостью определения наиболее доступного круга профессий, создания благоприятных условий для профессиональной подготовки.

Могут пройти обучение по программе общеобразовательной школы и трудовую подготовку. Уровень образования и профессиональной подготовки определяется состоянием интеллекта, тяжестью двигательных и сенсорных нарушений, возможностью посещения различных учебных заведений, условиями жизни семьи, личностными особенностями.

Несомненное значение имеет характер получаемого лечения, его систематичность и комплексность. Коррекционно-развивающая работа в дошкольный период оказывает огромное влияние на профессиональное определение лиц, страдающих ДЦП, а, следовательно, на их социальную адаптацию и реабилитацию.