В.3. Типичные ошибки и нарушения.

Проверка кредитных операций.

В начале проверки ревизору необходимо установить, в каких бан­ках и какие ссуды получает проверяемое предприятие.

Целесообразно выяснить в учреждениях банков, не было ли нару­шений со стороны проверяемого предприятия правил кредитования, не применялись ли санкции банка за нарушение условий кредитова­ния и другие. Следует ознакомиться с актами проверок по вопросам кредитных операций, заключениями банков по квартальным и годо­вым отчетам.

Необходимо проверить обеспеченность ссуд по доку­ментам, представленным в банк на их получение.

Нужно установить, не допускаются ли за счет кредита предварительные платежи за товарно-материальные ценности и ус­луги, покрытие бесхозяйственности и убытков, покупка ценных бу­маг и иностранной валюты, уплата страховых взносов и платежей, погашение заемщиком ранее полученных кредитов или процентов па ним. В случае необходимости расчетов с поставщиками в порядке предварительной оплаты за счет кредитных ресурсов следует выстав­лять за счет кредита аккредитив сроком до 30 дней.

Следует проверить правильность определения и своевре­менность уплаты процентов, правильность начисления процентов за пользование кредитами.

Целесообразно проверить и установить, своевременно ли пред­приятие погашало задолженность по ссудам.

Изучается правильность составления кор­респонденции счетов.

 

Все нарушения, которые могут встречаться среди операций с по­дотчетными суммами, делятся на две группы: допускаемые админис­трацией предприятия; возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.

К первой группе нарушений относятся:

• отсутствие утвержденного списка строго ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на операцион­ные и хозяйственные расходы;

• выдача денег под отчет на операционные и хозяйственные нуж­ды работникам, не предусмотренным в списке;

• выдача подотчетных сумм лицам, не имеющим трудовых отно­шений с контролируемым предприятием;

• выдача подотчетных сумм на расходы, которые могут быть опла­чены из кассы или через банк;

• скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов ра­нее наступления потребности в деньгах или вообще без всякой пот­ребности;

• выдача подотчетных сумм лицу, имеющему задолженность по ранее полученному авансу;

• превышение предельных размеров авансов;

• несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица, не отчитавшегося о своих расходах и не вернувшего остаток средств в кассу, путем удержания его долга из оплаты труда.

Ко второй группе нарушений относятся:

• несвоевременное предоставление авансового отчета и возвраще­ния остатка денег в кассу;

• передача денег другому подотчетному лицу;

• расходование аванса не по назначению;

• неправильное оформление документов, подтверждающих ис­пользование аванса;

• предоставление оправдательных документов, искажающих раз­меры или направления действительного расходования средств.

Типичные ошибки и недостатки учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками:

• отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

• замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке;

• ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т. д.);

• ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление претензий по договорам;

• несвоевременное предъявление претензий поставщикам;

• отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;

• несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета организации;

• неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;

• некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

• несвоевременное оприходование товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков;

• подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неправомерных кассовых выплат;

• счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчикам (при измерении количества, массы, размеров и т. п.);

• регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

• наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;

• ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;

• несоблюдение сроков хранения документации в архиве;

• уничтожение первичных документов без акта о списании документов к уничтожению;

• несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

• необоснованное отражение налогового вычета по НДС (например, по неотфактурованным поставкам и т. д.);

• отсутствие корректировки по списанным на затраты товарно-материальных ценностей (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете.

Типичные ошибки и недостатки учёта расчетов с покупателями и заказчиками:

• отсутствие договоров на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке;

• отсутствие доверенностей покупателей;

• ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т. д.);

• ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление покупателями и заказчиками претензий по договорам;

• ошибочные расчеты сумм НДС, налога с продаж и т.д.;

• отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;

• некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

• счетные ошибки при отражении расчетов с покупателями и заказчиками (при измерении количества, массы, размеров и т. п);

• регистрация хозяйственных операций в документах нетиповой формы;

• наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;

• отсутствие графика документооборота;

• несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

• списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность.

Типичные ошибки и недостатки учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами:

• несоблюдение кассовой и финансовой дисциплины по расчетам;

• несоответствие данных аналитического и синтетического учета;

• использование счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

• неправильная корреспонденция счетов.

Типичные ошибки и недостатки учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами:

• неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам и неналоговым платежам;

• неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС;

• умышленное занижение налогооблагаемой базы;

• неправомерное использование налоговых льгот;

• несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам и неналоговым платежам данным синтетического учета и показателям отчетности;

• нарушение сроков платежей по налогам;

• использование неверной ставки налогов и неналоговых платежей;

проведение фиктивных операций для получения льгот по налогообложению.