В.3. Типичные ошибки и нарушения.
Проверка кредитных операций.
В начале проверки ревизору необходимо установить, в каких банках и какие ссуды получает проверяемое предприятие.
Целесообразно выяснить в учреждениях банков, не было ли нарушений со стороны проверяемого предприятия правил кредитования, не применялись ли санкции банка за нарушение условий кредитования и другие. Следует ознакомиться с актами проверок по вопросам кредитных операций, заключениями банков по квартальным и годовым отчетам.
Необходимо проверить обеспеченность ссуд по документам, представленным в банк на их получение.
Нужно установить, не допускаются ли за счет кредита предварительные платежи за товарно-материальные ценности и услуги, покрытие бесхозяйственности и убытков, покупка ценных бумаг и иностранной валюты, уплата страховых взносов и платежей, погашение заемщиком ранее полученных кредитов или процентов па ним. В случае необходимости расчетов с поставщиками в порядке предварительной оплаты за счет кредитных ресурсов следует выставлять за счет кредита аккредитив сроком до 30 дней.
Следует проверить правильность определения и своевременность уплаты процентов, правильность начисления процентов за пользование кредитами.
Целесообразно проверить и установить, своевременно ли предприятие погашало задолженность по ссудам.
Изучается правильность составления корреспонденции счетов.
Все нарушения, которые могут встречаться среди операций с подотчетными суммами, делятся на две группы: допускаемые администрацией предприятия; возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.
К первой группе нарушений относятся:
• отсутствие утвержденного списка строго ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы;
• выдача денег под отчет на операционные и хозяйственные нужды работникам, не предусмотренным в списке;
• выдача подотчетных сумм лицам, не имеющим трудовых отношений с контролируемым предприятием;
• выдача подотчетных сумм на расходы, которые могут быть оплачены из кассы или через банк;
• скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов ранее наступления потребности в деньгах или вообще без всякой потребности;
• выдача подотчетных сумм лицу, имеющему задолженность по ранее полученному авансу;
• превышение предельных размеров авансов;
• несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица, не отчитавшегося о своих расходах и не вернувшего остаток средств в кассу, путем удержания его долга из оплаты труда.
Ко второй группе нарушений относятся:
• несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращения остатка денег в кассу;
• передача денег другому подотчетному лицу;
• расходование аванса не по назначению;
• неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;
• предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.
Типичные ошибки и недостатки учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками:
• отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;
• замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке;
• ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т. д.);
• ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление претензий по договорам;
• несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
• отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
• несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета организации;
• неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;
• некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
• несвоевременное оприходование товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков;
• подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неправомерных кассовых выплат;
• счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчикам (при измерении количества, массы, размеров и т. п.);
• регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
• наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;
• ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
• несоблюдение сроков хранения документации в архиве;
• уничтожение первичных документов без акта о списании документов к уничтожению;
• несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
• необоснованное отражение налогового вычета по НДС (например, по неотфактурованным поставкам и т. д.);
• отсутствие корректировки по списанным на затраты товарно-материальных ценностей (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете.
Типичные ошибки и недостатки учёта расчетов с покупателями и заказчиками:
• отсутствие договоров на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке;
• отсутствие доверенностей покупателей;
• ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т. д.);
• ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление покупателями и заказчиками претензий по договорам;
• ошибочные расчеты сумм НДС, налога с продаж и т.д.;
• отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
• некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
• счетные ошибки при отражении расчетов с покупателями и заказчиками (при измерении количества, массы, размеров и т. п);
• регистрация хозяйственных операций в документах нетиповой формы;
• наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;
• отсутствие графика документооборота;
• несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
• списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность.
Типичные ошибки и недостатки учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами:
• несоблюдение кассовой и финансовой дисциплины по расчетам;
• несоответствие данных аналитического и синтетического учета;
• использование счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
• неправильная корреспонденция счетов.
Типичные ошибки и недостатки учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами:
• неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам и неналоговым платежам;
• неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС;
• умышленное занижение налогооблагаемой базы;
• неправомерное использование налоговых льгот;
• несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам и неналоговым платежам данным синтетического учета и показателям отчетности;
• нарушение сроков платежей по налогам;
• использование неверной ставки налогов и неналоговых платежей;
проведение фиктивных операций для получения льгот по налогообложению.