Проверка расчетов по налогам с бюджетом и неналоговым платежам
Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты: с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, по имущественному и личному страхованию, по претензиям и др.
• Проверка обоснованности использования счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» для выполнения расчетов;
• установление наличия оснований и правильности, удержаний по исполнительным листам в пользу других организаций и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;
• изучение правильности расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;
• проверка правильности расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашений кредита и т. д.;
• оценка полноты и своевременности расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам;
• установление полноты и правильности расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство;
• проверка правильности отражения в учете депонирования заработной платы;
• установление соответствия данных аналитического и синтетического учета по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» данным Главной книги и баланса.
Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.
В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере (соответствующей машинограмме) и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним .первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно-сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению. Как правило, штрафы и пени подлежат взысканию с должностного лица, виновного в пропуске срока или неправильно исчислившего соответствующие платежи в бюджет.
К внебюджетному фонду относятся отчисления в фонд социальной защиты населения, учитываемые на счете 69. Важным участком проверки является изучение ревизором правильности составления корреспонденции счетов по счетам 68 и 69.
При проверке правильности и своевременности расчетов с данным фондом ревизору следует руководствоваться действующим законодательством и инструкциями. Отчисления в фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако существует перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.