В.2. Методика проверки
По расчетам с подотчетными лицами необходимо проверить следующие вопросы:
1. соблюдение действующего порядка выдачи в подотчет наличных денежных средств:
- имеются ли разрешительные документы на выдачу подотчётных сумм. На операционные и административно-хозяйственные расходы деньги должны выдаваться должностным лицам, определенным (утвержденным) приказом или распоряжением руководителя проверяемой организации, а на служебные командировки – в соответствии с приказом по организации;
- не выдавались ли подотчетные суммы лицам, не состоящим в списочном составе ревизуемой организации;
- не было ли повторной выдачи авансов без представления отчета по ранее выданным суммам;
- не превышает ли размер выданного аванса запрашиваемой сумме по расчету;
нет ли скрытого авансирования подотчетных лиц на личные нужды;
- имели ли место случаи передачи подотчётны сумм от одного лица другому;
2. Обоснованность расходования средств на операционно-хозяйственные нужды.
- при оплате через подотчетных лиц погрузочно-разгрузочных, ремонтно-строительных и других работ, а также расходов по приобретению материальных ценностей проверяются все документы (железнодорожные и автотранспортные документы, приемные акты, счета, накладные, трудовые соглашения, ведомости, расписки и другие документы), подтверждающие объем выполненных работ, поступление на склад материальных ценностей.
Для этого проводится сопоставление по связанным операциям (расходы подотчётных лиц сопоставляются с операциями по поступлению ценностей).
Проверке должны подвергаться соответствующие учётные записи:
на стоимость поступивших ценностей: Дт 07, 10, 43, 41 Кт 71;
на стоимость оплаченных работ: Дт 20, 25, 26, 23, 08 Кт 71 ит.п.
- проверяется правильность выплаченных сумм и наличие в документах всех необходимых реквизитов (адрес получателя, номер и дата паспорта, кем выдан).
В случае возникновения сомнений следует путем опроса получателей денег, а также путем встречной проверки документов убедиться в правильности выплаченных сумм;
3. Обоснованность расходов на служебные командировки
- проверяется правильность расчёта суточных (на основании приказа о направлении работника в командировку, отметок в командировочном удостоверении, проездных билетов устанавливается количество дней пребывания работника в командировке; проводится перерасчёт суточных с учётом действующих норм на дату отчёта);
- проверяется обоснованность списанных с подотчётного лица расходов (сверяются сведения о расходах по авансовому отчёту на их соответствие законодательству; включение в авансовый отчёт расходов, не предусмотренных законодательством, может допускаться при их погашения за счёт собственных источников организации с удержанием подоходного налога с подотчётного лица с суммы превышения)
- учётные записи, которые должны быть проверены:
Дт 25, 26 , 84, 92 Кт 71
4. Правильность возврата неиспользованных подотчётных сумм и окончательного расчёта с подотчётным лицом.
· Устанавливается полнота расчётов на основании отчета о выполнении задания по командировке и авансовых отчётов, а также путём сверки с кассовыми документами;
В этой связи выясняются следующие вопросы:
- целесообразность направления работника в командировку,
- выполнение заданий по командировке,
- соблюдение сроков пребывания в командировке,
- своевременность и полнота представления авансовых отчётов,
- наличие документов, подтверждающих произведенные расходы к авансовому отчёту,
- своевременно ли утверждаются авансовые отчёты руководителем организации, своевременное погашение оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования,
- расходование подотчётных сумм по целевому назначению,
- своевременность возврата остатков неиспользованных подотчётных сумм.
· Проверяется соблюдение сроков представления авансового отчета (должен сдаваться должностным лицом в бухгалтерию в течение трех дней после возвращения из командировки либо после получения средств на операционно-хозяйственные расходы)
· Выявляются случаи возврата больших подотчетных сумм без их использования и не являлась ли в этих случаях выданная сумма скрытым авансированием подотчетного лица;
· Выявляется дебиторская задолженность подотчётных лиц, числящаяся за уволенными работниками;
· Правильность отражения расчетов с подотчетными лицами в аналитическом учете и в балансах организации. Сальдо по этим расчетам должно показываться развернуто по дебету и кредиту счета расчетов с подотчетными лицами.
Все выявленные по авансовым отчетам переплаты, незаконные выплаты и другие необоснованные расходы должны быть подробно перечислены в отдельной описи, которая прилагается к акту проверки.
Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками включает:
Проверка сроков образования, реальности и правильности отражения в учете задолженности по расчетным операциям с поставщиками и подрядчиками:
проверка полноты и своевременности оприходования товарно-материальных ценностей от поставщиков, принятия к учету работ, услуг;
проверка соответствия учета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, принятым работам и услугам действующему законодательству;
оценка правильности ведения аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
проверка правильность отражения расчетных операций на счетах бухгалтерского учета.
Особое внимание следует уделить неотфактурованным поставкам. Следует установить, не значатся ли в составе неотфактурованных поставок суммы, оплата которых отражена на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Были ли после проверки по неотфактурованным поставкам бухгалтерией запрошены от поставщиков документы или объяснения причин не предъявления документов.
В процессе проверки целесообразно проводить сопоставления по связанным операциям. В частности следует сопоставлять данные аналитического учёта расчётов с данными складского учёта о поступлении ТМЦ либо данными учёта затрат. Выявляется дебиторская задолженность за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные.
Дополнительно следует сопоставлять сведения по расчётному счёту об оплате за ТМЦ, услуги и работы с данными об остатках задолженности по Ж-о № 6-АПК. Это позволит проверить реальность числящихся сумм кредиторской задолженности перед поставщиками. В ходе данной проверки выявляются факты переплат поставщикам и выясняются причины этого.
Наиболее эффективным приёмом в данном случае является встречная проверка (подтверждение), в процессе которой целесообразно ознакомиться с соответствующими записями в учёте поставщиков (подрядчиков) проверяемого предприятия. Кроме того, необходимо сличить первичные документы, являющиеся основанием для возникновения задолженности перед поставщиками (товарно-сопроводительные документы), имеющиеся в делах проверяемого предприятия и поставщиков.