В.1. Задачи и источники проверки учредительных документов и уставного фонда.

Уставного фонда

Тема 6. Проверка учредительных документов и формирования

В.3. Типичные ошибки и нарушения

1. Отсутствие утвержденного руководителем положения по учетной политике, введение его в действие задним числом.

2. Несоблюдение положения по учетной политике структурными подразделениями организации.

3. Отсутствие либо несоблюдение графиков инвентаризаций, документооборота.

4. Отсутствие утвержденных рабочих альбомов учетной документации при использовании нетиповых либо приспособленных форм бухгалтерских документов.

5. Отсутствие должного контроля за оформлением и движением бухгалтерских документов. Отсутствие учета бланков строгой отчетности.

6. Неудовлетворительная организация внутрихозяйственного контроля в связи с несистематическим проведением сверки учетных регистров, отсутствием контроля за отражением отдельных операций по участкам бухгалтерского учета, отсутствием должного контроля за работой материально ответственных лиц.

7. Неудовлетворительное состояние инвентаризационной работы в связи с несоблюдением либо отсутствием графика инвентаризаций, несоблюдением порядка организации инвентаризаций, подготовительных работ перед проведением инвентаризаций, сроков проведения инвентаризаций, техники проведения инвентаризаций и документированием её результатов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

1. Задачи и источники проверки учредительных документов и уставного фонда.

2. Методика проверки.

3. Типичные ошибки и нарушения.

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)   Литературные источники  
 
Методические пособия [18],   [2-4, 10, 13-15]  

 

Основные направления проверки учредительных документов и уставного фонда:

· Проверка наличия лицензии, устава и учредительного договора, протоколов собрания учредителей предприятия, принятого размера уставного капитала и доли каждого учредителя, свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования. Проверка соблюдения порядка регистрации акций акционерного (открытого, закрытого) общества.

· Проверка соответствия организационно-правовой формы субъекта хозяйствования учредительным документам: наличия филиалов, представительств и других подразделений, договора на банковское обслуживание, видов счетов, открываемых в банке (в т.ч. за рубежом), правильность формирования оговоренного уставом резервного и других фондов.

· Проверка полноты и правильности формирования уставного капитала субъекта хозяйствования, а также порядка и сроков его формирования с участием иностранного инвестора. Проверка документов, подтверждающих участие (внесение долей) учредителями в формировании уставного капитала.

· Проверка правильности оценки имущества, внесенного в уставный фонд. Проверка своевременности, полноты и правильности документального оформления взносов учредителей в уставный фонд.

· Проверка обоснованности изменения величины уставного фонда

· Проверка обоснованности начисления и выплаты дивидендов учредителям. Проверка своевременности удержаний и перечислений в бюджет налогов, удержанных у источника выплаты дивидендов.

· Проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета; правильности бухгалтерских записей на счетах и их соответствия в учетных регистрах, тождественности показателей отчетности итоговым данным синтетического (аналитического) учета расчётов с учредителями и формирования уставного фонда.

Источники информации для проверки :

· учредительные документы, протоколы собрания учредителей, платёжные инструкции на поступление вкладов от учредителей в уставный фонд, на перечисление дивидендов, акты на передачу неденежного вклада, экспертное заключение по оценке неденежного вклада;

· первичные документы на внесенные в счет вклада в уставный фонд товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы, денежные средства

· регистры бухгалтерского учёта: Главная книга, ведомости и журналы – ордера по счетам 75,80 (ведомость ф. 38-АПК, 69-АПК, журнал-ордер ф.9-АПК, 12-АПК)

· формы бухгалтерской отчетности: Ф № 1, 3, 4,5