В.6. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора
Аналитические процедуры и их характеристика.
Критерий | Характеристика |
Цели аналитических процедур | Ø Ознакомление с финансовым и имущественным состоянием предприятия Ø Оценка способности предприятия функционировать в будущем Ø Выявление вероятных ошибок в финансовой отчётности Ø Сокращение детальной аудиторской проверки Ø Анализ разделов и объектов учёта |
Источники информации | Ø Финансовая (бухгалтерская) отчётность прошлых лет и отчётного периода Ø Прогнозы финансовых показателей организации Ø Отраслевые статистические данные Ø Данные текущего бухгалтерского учёта Ø Нефинансовая информация |
Виды аналитических процедур | Ø Сопоставление данных проверяемого предприятия со среднеотраслевыми показателями Ø Сопоставление финансовой и нефинансовой информации Ø Сопоставление бухгалтерской отчётности со сметными (плановыми) данными Ø Оценка соотношений между различными статьями баланса Ø Сопоставление остатков по счетам бухгалтерского учёта Ø Сравнение фактических данных с прогнозными |
Свидетельства, получаемые в результате аналитических процедур | Ø Аналитические обзоры Ø Финансовые коэффициенты Ø Модели риска банкротства Ø Показатели финансового состояния Ø Информация об отдельных объектах и участках учёта |
Рабочая документация - это документы, получаемые или составляемые аудитором самостоятельно в связи с аудитом.
К рабочей документации аудитора относятся:
1. информация, касающаяся организационной структуры субъекта
2. выписки или копии документов, соглашений и протоколов, касающиеся вопросов аудита;
3. информация об особенностях финансово-хозяйственной деятельности и учета аудируемого субъекта предпринимательской деятельности;
4. программа и планы проведения аудита;
5. копии писем или записок, характеризующих методы работы аудитора;
6. копии писем или записок, характеризующих существенные ошибки в работе внутреннего контроля, оценка риска внутреннего контроля;
7. анализ произведенных хозяйственных операций и сальдо по счетам;
8. анализ основных показателей и тенденций развития организации;
9. записи о характере, сроках и масштабе выполненных аудиторских процедур и их результатах;
10. список специалистов иного профиля, привлекаемых для проверки
11. отдельных вопросов по программе аудита, и время ее проведения;
12. перечень процедур, выполненных другими аудиторами при аудите филиалов субъекта предпринимательской деятельности;
13. копии переписки с другими аудиторами, экспертами по вопросам аудита;
14. объяснения, пояснения, заявления, полученные от руководства проверяемого субъекта предпринимательской деятельности;
15. письменно оформленные выводы, сделанные аудитором по основным вопросам проверки;
16. копии письменных сообщений собственникам имущества о нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых физическому или юридическому лицу или государству причинен либо мог быть причинен вред;
17. другие документы.
Рабочая документация может быть создана аудитором либо получена от субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
Принципы составления рабочей документации:
1-Объем рабочих документов определяется аудитором самостоятельно. Однако он должен обеспечивать возможность составить представление о выполненной аудитором работе, принятии им принципиальных решений.
2-Рабочая документация должна содержать документальное подтверждение фактов, которые явились основанием для формирования аудиторских выводов.
Требования к содержанию рабочей документации аудитора:
· Рабочая документация аудитора должна быть легко читаемой, полной, понятной, отражать условия конкретной аудиторской проверки или вопроса, исследуемого в рамках аудита.
· В рабочей документации должен содержаться ответ аудитора на все существенные вопросы, по которым необходимо выразить свое суждение и сформировать аудиторские выводы.
После завершения аудита рабочая документация хранится в архиве аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя) в течение пяти лет.
Изъятие рабочей документации у аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя) может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством.
В. 7. Завершение аудиторской проверки. Аудиторское заключение, его виды и содержание.
Завершающий этап аудиторской проверки – это составление заключения.
Аудиторское заключение – это мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчётности субъекта хозяйствования.
Это юридический документ, который отражает информацию о достоверности финансовой отчётности субъекта хозяйствования.
Структура аудиторского заключения :
1-название документа;
2-дату и место выдачи аудиторского заключения;
3-указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение;
4-реквизиты аудируемого лица;
5-реквизиты аудиторской организации;
6-вводную часть;
7-часть, описывающую объем аудита;
8-итоговую часть с выражением аудиторского мнения;
9-подписи.
Аудиторское заключение адресуется заказчику аудита либо лицу, предусмотренному договором оказания аудиторских услуг.
Вводная часть должна содержать:
1-перечень проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода;
2- заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о достоверности этой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Часть, описывающая объем аудита:
1-дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит;
2- заявляется о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица не содержит существенных искажений;
3- указывается на способ проведения аудита (на выборочной основе либо сплошным порядком)
4- содержание (изучение доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, а также исследование существенных оценочных значений, применяемых руководством аудируемого лица при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности);
5- дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
6- содержится заявление о том, что аудиторской организацией в результате аудита получены достаточные основания для выражения аудиторского мнения.
Итоговая часть - содержит аудиторское мнение, в ней должно быть указано:
1- на соответствие порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица основным принципам и методам, установленным законодательством,
2- на достоверность отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверяемый период, если аудиторской организацией не получены достаточные и убедительные доказательства обратного.
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и лицом, возглавлявшим проверку или проводившим аудит, если проверку проводил один аудитор.
Подписи должны быть скреплены печатью аудиторской организации (при ее наличии).
К аудиторскому заключению прилагается подписанная и скрепленная печатью аудируемого лица бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается аудиторское мнение.
Пакет указанных документов должен быть прошнурован, пронумерован полистно, скреплен печатью аудиторской организации (при ее наличии) и (или) подписью руководителя аудиторской организации.
Аудиторское заключение составляется в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом, но при этом аудиторская организация и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой к нему бухгалтерской (финансовой) отчетности.