В.3. Приёмы и способы документального и фактического контроля
В.2. Классификация хозяйственного контроля
Классификация финансово-хозяйственного контроля осуществляется по различным признакам:
Классификационный признак | Виды контроля |
1.Уровень управления | 1.1. государственный 1.2. аудиторский 1.3. внутрихозяйственный |
2. Сфера применения контрольных функций | 2.1.правовой 2.2. производственный 2.3. технический 2.4. управленческий 2.5. бухгалтерский и др. |
3. Форма осуществления | 3.1. внешний 3.2. внутренний |
4.Уровень охвата совокупности | 4.1. сплошной 4.2. выборочный |
5.Регламентация | 5.1. обязательный 5.2. инициативный |
6.Время осуществления | 6.1. предварительный 6.2. текущий 6.3. последующий |
7. Формы контроля | 7.1. ревизия 7.2.аудит 7.3.анализ 7.4. обследование 7.5. проверка |
8. Степень независимости | 8.1. зависимый (государственный и внутрихозяйственный) 8.2. независимый (аудиторский и общественный) |
В зависимости от времени проведения контроля и времени совершения поверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущим и последующий.
Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операции. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операции, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного последующего контроля могут остаться невскрытыми,
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и эффективность их использования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищении. Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.
Под формой финансового контроля понимают конкретную организацию контрольных действий.
Различают следующие формы проведения финансового контроля:
Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Целью ревизии является получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. Результаты ревизии оформляются
актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. В процессе проверки определяется законность и эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины."Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и по их результатам намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков.
В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка - это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.
Выездные проверки по видам могут быть комплексные, целевые (тематические), рейдовые и встречные.
Комплексная проверка - это проверка субъекта хозяйствования за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Для комплексной проверки характерно взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления достоверности и экономической целесообразности финансовых и хозяйственных операций.
Целевые (тематические) проверки проводятся по определенному направлению или виду финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования, по определенному кругу вопросов или по одной теме в результате ознакомления с отдельными сторонами финансовой и хозяйственной деятельности.
Рейдовая проверка проводится органами финансового контроля в местах деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанная с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг), хранением и перемещением товарно-материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов. Целью рейдовой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками и физическими лицами законодательства о предпринимательстве и налогах, а также соблюдение требований по ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбор оперативной информации, проверки заявлений и жалоб физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.
Встречная выездная проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, если у проверяющих возникли сомнения в достоверности отражения этих операции в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования или физического липа, в отношении которого проводятся плановые либо внеплановые проверки. Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с приложением к ней копий документов бухгалтерского учета, касающихся осуществления проверявшихся хозяйственных операций.
Камеральные, встречные, рейдовые и целевые проверки являются внеплановыми и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки.
По полноте охвата материала различают сплошные проверки и выборочные. При проведении сплошных проверок проверяются все документы организации, а при частичных (выборочных) проверках - только часть документов. Сплошные проверки проводят в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет. Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.
Обследование - ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля с целью определения необходимости проведения детальной проверки.
Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъекта хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет выявить неиспользуемые резервы роста эффективности производства.
Основными формами контроля являются документальный и фактический контроль.
Основными способами документального контроля являются:
1) сплошной;
2) выборочный;
3) систематический;
4) комбинированный.
Применяют два основных варианта документального контроля:
- от документа к регистру;
- от регистра к документу.
К основным приемам документального контроля относят:
Формальная проверка документов: представляет собой проверку соответствия документов действующей типовой форме, установление правильности заполнения реквизитов и наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей, оттисков печатей и штампов; арифметическая проверка; проверка соответствия хозяйственных операций установленным правилам и положениям.
Встречная проверка – сопоставление нескольких экземпляров одного и того же документов.
Сличение документов – сопоставление отдельных реквизитов, повторяющихся в нескольких разнородных документах, отражающих взаимосвязанные операции.
Нормативно-правовая проверка – осуществляется путем сопоставления фактических данных с нормативными или плановыми, оценку законности отраженных в документах хозяйственных операций.
Технико – экономический расчет – составляется для определения правильности плановых показателей, смет, норм расхода, обоснованности планово-учетных цен, арендной платы, проведения аналитических исследований и взаимоувязок отдельных показателей между собой. Предполагает использование таких приемов как: обратная калькуляция, балансовые увязки, др.приемов экономического анализа.
Экономическая оценка совершаемых хозяйственных операций – объединяет комплекс экономических приемов анализа и оценки в целях выявления целесообразности, рациональности отдельных операций и эффективности того или иного участка работы. Включает логическую проверку, предполагающую сопоставление информации финансового и нефинансового характера, сопоставление документов, хозяйственных операций и фактических данных по одним операциям с документами, фактическими данными по взаимосвязанным операциям..
Сопоставление документов, отражающих хозяйственные операции с документами их обосновывающими - осуществляется контроль за достоверностью накопительных ведомостей,регистрами бухгалтерского учета, отчетности.
Основными приемами фактического контроля являются:
Инвентаризация - способ проверки фактического наличия денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов на определенную дату и соответствия их данным бухгалтерского учета. В процессе инвентаризации используют такие приемы как: взвешивание, пересчет, обмер.
Экспертная оценка – применяется при проверке качества выполненных строительных ремонтных работ, проектно-сметной и другой документации. Для экспертной оценки привлекаются специалисты, глубоко знающие специфику этих работ.
Лабораторный анализ – применяется для проверки качества ТМЦ. Взятие проб для анализа осуществляется с участием ревизора и оформляется актом. Лабораторные анализы оформляются справками. Указанная проверка дает возможность установить необоснованное занижение или завышение качественных показателей от установленных показателей ГОСТов, стандартов.
Контрольный обмер объемов выполненных работ – представляет собой разновидностью инвентаризации. С его помощью проверяется правильность и достоверность данных о выполненном объеме строительно-монтажных работ. Он производиться также с целью проверки правильности списания строительных материалов, начисления заработной платы. Производиться с участием соответствующих специалистов. Его работы оформляются актами, ведомостями перерасчета стоимости выполненных работ.
Осмотр и обследования – способ проверки фактического состояния и правильности использования проверяемых объектов. Они проводятся с целью выявления недостатков складского хозяйства и условий хранения ТМЦ, состояния трудовой дисциплины.
Контрольная проверка, осуществляемая в ходе технологического процесса – может подразделятся на:
- контрольный запуск сырья и материалов в производство;
- контрольные сборы яиц, контрольные дойки, контрольный настриг шерсти.