ВОПРОС № 3
ВОПРОС №2
Основанием для выполнения обязательств по поставке товарно-материальных ценностей является договор о поставке товарно-материальных ценностей. Двусторонний договор, заключаемый между поставщиком и покупателем, является юридическим документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей. Контроль за исполнением договорных обязательств прежде всего лежит на каждой из сторон. Контроль договорных обязательств включает проверку соблюдения следующих пунктов договора:
· выполнение договорных обязательств по ассортименту поставляемых товаров согласно спецификации, прилагаемой к договору, и является его неотъемлемой частью;
· соблюдение качества и сорта поставляемого товара на основании актов приёмки;
· соблюдение сроков поставки;
· соблюдение сроков оплаты и формы расчёта;
· применение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств (за несвоевременную поставку товара, расчеты за него, за качество поставляемого товара);
· соблюдение сроков действия договора.
Затем ревизор проверяет правильность и своевременность заполнения журнала регистрации договоров на поставку товарно-материальных ценностей Журнал имеет 2-х стороннюю форму, с одной стороны заполняется информация о заключении договоров, сроках, качестве, количестве товара отдельно по каждому поставщику, с другой стороны делается отметка о выполнении договорных условий или предъявлении претензий за их несоблюдение.
Для объективной оценки состояния и сохранности имущества на предприятиях оптовой торговли необходимы два условия:
должна быть выполнена сплошная инвентаризация товарно-материальных ценностей;
должны быть проверены все без исключения первичные документы, записи на счетах, в регистрах синтетического и аналитического учёта товарно-материальных ценностей за последний межинвентаризационный период и связанные с этим кассовые, банковские и расчётные операции.
На предприятиях оптовой торговли часто сплошная инвентаризация является весьма трудоёмким процессом. В таких случаях, как правило, проводится отбор объектов, где в обязательном порядке организуется и проводится инвентаризация товаров и др. материальных ценностей, а так же проверяются все документы по движению товарно-материальных ценностей. По журналу учёта и контроля за инвентаризациями могут быть выявлены объекты, где длительное время не проводились инвентаризации, проанализированы размеры недостач, выявлен один и тот же состав инвентаризационной комиссии, проводившей инвентаризации у одних и тех же материально-ответственных лиц. Затем ревизор изучает материалы последней инвентаризации и приложенные к товарным отчётам документы, предоставленные до инвентаризации и после её проведения. Здесь могут быть обнаружены приходные и расходные документы, приложенные к товарным отчётам после инвентаризации, но относящиеся к доинвентаризационному периоду, либо выявлены бестоварные документы с целью сокрытия недостач или излишков товаров. По данным аналитического учёта могут быть выявлены злоупотребления, связанные с пересортицей товаров и образованием излишков на отдельные даты, что позволяет определить объекты и материально-ответственных лиц, у которых в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация. Во всех случаях, когда проведены внезапные инвентаризации и определены их результаты, приступают к проверке движения товаров по данным первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. При наличии приписок и др. непонятных записей в качестве первоначальных остатков используют данные инвентаризационной описи, которая отражает достоверную информацию о начальных остатках товаров. Фактические остатки на начало проверки, приведённые в инвентаризационной описи, сопоставляют с остатками по товарному отчёту на эту дату с данными журнала-ордера и Главной книги по счёту 41.1. Затем приступают к проверке первичных документов, приложенных к товарным отчётам, используя методические приёмы документального контроля. Особое внимание обращается на правильность составления товарных отчетов, соответствие сопроводительных документов поставщиков внутренним документам, на основании которых оприходованы товары, обоснованность документального списания товаров, правильность указания корреспонденции счетов, записей в журнале-ордере и ведомости по счёту 41.