Надзор за законностью и обоснованностью привлечения в качестве обвиняемого.

Надзор за законностью приостановления и окончания предварительного расследования органами дознания и предварительного следствия. Действия прокурора по делу, поступившему к нему с постановлением следователя о направлении дела прокурору для направления в суд.

Надзор прокурора за исполнением следователем требований закона о предупреждении преступлений.

Предупреждение преступлений – система государственных и общественных мероприятий, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности.

Следственная профилактика преступлений – специальная деятельность органов предварительного следствия, непосредственно направленная на предупреждение подготавливаемых и немедленное пресечение совершаемых преступлений.

Следователь, применительно к конкретным задачам направляет усилия на:

- предупреждение подготавливаемых и пресечение уже начатых преступлений;

- выявление причин и условий преступлений;

- принятие необходимых мер к устранению этих причин и условий;

- предупреждение рецидива преступлений.

Прокурор осуществляя надзор, следит за соблюдением следователем (при выполнении им вышеназванных действий) норм УПК РБ и иных актов законодательства, а так же за правильным применением этих актов. В случае нарушений, прокурор отменяет незаконный акт следователя либо указывает следователю на необходимость устранения нарушений.

Не позднее чем в месячный срок после вынесения постановлений о приостановлении производства по уголовному делу или прекращении расследования прокурорам приказано (приказ Генерального прокурора № 33) проверять законность и обоснованность принятых решений.

В соответствии с УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:

1) неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;

4) временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенного врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;

5) невозможности производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;

6) необнаружения безвестно исчезнувшего лица.

 

Причём в случаях 1, 2 и 6, предварительное расследование приостанавливается лишь по истечении срока его производства; в случаях 3, 4 и 5, оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного расследования.

О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.

Если по уголовному делу привлечены два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления предварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, следователь, дознаватель вправе выделить в отдельное производство и приостановить предварительное расследование в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу, если по нему не может быть продолжено предварительное расследование без участия всех обвиняемых.

До приостановления предварительного расследования следователь, дознаватель обязаны выполнить все следственные действия, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемого, принять все меры по его розыску, а равно по установлению лица, совершившего преступление, либо по обнаружению безвестно исчезнувшего лица.

При надзоре за действиями следователя по приостановлению предварительного расследования прокурор должен проверить:

- имеются ли основания для приостановления;

- все ли выполнены следственные действия, проведение которых возможно;

- уведомлены ли в письменном виде потерпевший, гражданский ответчик о приостановлении уголовного дела;

- разъяснено ли потерпевшему, гражданскому ответчику право обжалования приостановления уголовного дела;

- принимаются ли после приостановления уголовного дела меры к розыску обвиняемого.

После подписания следователем или дознавателем постановления о передаче дела прокурору для направления в суд, оно (постановление) в течение суток направляется прокурору. Прокурор здесь должен проверить:

1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;

3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;

4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;

5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;

6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;

7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;

8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

10) произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;

11) составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

12) не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального закона.

Прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять по поступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:

1) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя, органа дознания. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

2) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме;

3) возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям УПК.

По уголовному делу, поступившему с постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения либо применить меру пресечения, если она не была применена ранее.

Прокурор или его заместитель вправе также изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Прокурор должен осуществлять надзор за:

1. тем, чтобы имели место достаточные доказательства, дающие основания для предъявления лицу обвинения в совершении преступления для вынесения следователем, дознавателем мотивированного постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

2. действия обвиняемого должен быть правильно квалифицированы;

3. чтобы по уголовным делам, по которым в соответствии со статьей 45 УПК участие защитника при предъявлении обвинения обязательно, были приняты меры (следователем, дознавателем) по обеспечению его участия, если защитник не приглашен самим обвиняемым, его законным представителем либо другими лицами по его поручению, и обвинение было предъявлено в присутствии защитника, если его участие обязательно или об этом ходатайствует обвиняемый или его защитник;

4. чтобы постановление о привлечении в качестве обвиняемого содержало все необходимые реквизиты (время и место его составления, кем составлено; фамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, число, месяц, год и место его рождения; описание инкриминируемого обвиняемому преступления с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию, уголовный закон (пункт, часть, статья), предусматривающий ответственность за данное преступление;

5. обвинение должно быть предъявлено не позднее 3 суток с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, в случае неявки обвиняемого или его защитника обвинение может быть предъявлено и по истечении трех суток;

6. чтобы следователь, дознаватель, удостоверившись в личности обвиняемого и в полномочиях защитника, законного представителя, разъясняли обвиняемому его права, предусмотренные статьей 43 УПК, о чем составляется протокол, и объявили обвиняемому постановление о привлечении в качестве обвиняемого, разъяснили ему сущность предъявленного обвинения, что удостоверяется подписями обвиняемого, защитника, законного представителя и следователя, дознавателя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием даты и часа предъявления обвинения;

Ø знать, в чем он обвиняется, для чего при предъявлении обвинения немедленно получить от органа, ведущего уголовный процесс, копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, а по делам частного обвинения - копию заявления лица, пострадавшего от преступления;

Ø с момента ознакомления с постановлением о применении меры пресечения либо с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого получить от органа уголовного преследования письменное уведомление о его правах;

Ø уведомить через орган, ведущий уголовный процесс, членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей;

Ø в случае применения меры пресечения в виде заключения под стражу получить до начала первого допроса в качестве обвиняемого бесплатную юридическую консультацию адвоката;

Ø иметь защитника или нескольких защитников с момента предъявления обвинения, отказаться от защитника и защищать себя самостоятельно, прекратить полномочия своего защитника;

Ø беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед;

Ø по его ходатайству быть допрошенным при участии защитника;

Ø давать показания или отказаться от дачи показаний;

Ø знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, в которых он участвовал, и делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах; при участии в следственном или другом процессуальном действии требовать внесения в протокол указанного действия записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены;

Ø обжаловать в суд задержание, заключение под стражу, домашний арест или принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение для производства экспертизы;

Ø с момента получения уведомления об окончании предварительного расследования знакомиться с уголовным делом и выписывать из него сведения в любом объеме, а также с разрешения следователя, дознавателя копировать интересующие его материалы уголовного дела;

Ø и прочие права, предусмотренные УПК.

7. чтобы обвиняемому были вручены копии постановления о привлечении его в качестве обвиняемого и протокола о разъяснении его прав.

Все вышеуказанные обстоятельства проверяются путем ознакомления прокурора с копией постановления о привлечении в качестве обвиняемого, которая направляется прокурору. Прокурор также вправе и должен самостоятельно знакомиться с делом. Прокурор может допросить обвиняемого или присутствовать при допросе.

62. Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью судебных решений.

Одной из отраслей надзорного направления деятельности прокуратуры является деятельность по надзору за соответствием закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, хозяйственным (экономическим) спорам, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных решений и иных актов, подлежащих исполнению.

Согласно УПК: обязанность доказывания вины возлагается на представителя государственного обвинения, а всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела – на стороны. Поддержание государственного обвинения по делам публичного, частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, обязательно.

Существует приказ Генерального прокурора от 08.01.2001 № 1"Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам".

По этому приказу: объективность и профессионализм, умение и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств становятся решающими факторами в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Вместе с тем недопустимо ослабление работы по проверке законности судебных определений, постановлений, приговоров по уголовным делам, рассмотренным как без участия, так и с участием прокурора, каждый незаконный приговор должен быть своевременно опротестован.

Государственный обвинитель должен быть назначен заблаговременно с безусловным предоставлением времени для подготовки и изучения материалов уголовного дела, учитывая его объем и сложность.

При определении позиции по вопросу назначения наказания обвиняемому прокурору необходимо руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного.

Прокурорам необходимо считать одним из важнейших направлений работы осуществление надзора за соблюдением судами требований закона о дифференцированном подходе к назначению наказания и добиваться, чтобы к лицам, совершившим тяжкие преступления, руководителям и активным участникам организованных преступных групп и другим опасным преступникам применялись предусмотренные законом строгие меры наказания, не допуская чрезмерно суровых мер наказания в отношении лиц, не нуждающихся в изоляции от общества.

Прокурор призван обеспечить исполнение требования об опротестовании каждого незаконного приговора в кассационном порядке. Причины и основания отмены или изменения такого решения кассационной инстанцией без протеста прокурора должны быть предметом рассмотрения на оперативных совещаниях при соответствующих прокурорах.

УПК ст.350 Приговор суда должен быть:

- законным,

- обоснованным,

- мотивированным (приговор признается мотивированным, если в нем приведены доказательства, на которых основаны выводы суда и мотивы принятых им решений),

- справедливым (приговор признается справедливым, если наказание, назначенное виновному, определено в соответствии со статьей УК РБ, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, и с учетом его личности).

ГПК ст. 297 Судебные постановления должны быть обоснованными и законными.

Законность судебных решений и приговоров – это постановление их на основе закона и с соблюдением всех его требований.

Обоснованность – постановление решения, приговора на основе лишь тех представленных суду доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследованы в судебном заседании.

Сущность прокурорского надзора в данной области – выявить нарушение (то есть нарушение законности и обоснованности судебных решений, приговоров, определений и пр.), принять меры по пресечению нарушений закона, предупредить нарушение законности судебных решений, приговоров, определений.

 

63. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью судебных решений.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе (а в случаях, предусмотренных законом, обязан):

1) участвовать в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам;

2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);

3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста;

5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);

6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.