Акты прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Прокурор:

1.Выносит постановления об отмене незаконных постановлений следователей или органа дознания;

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и в порядке, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

2.Даёт письменные указания следователю, органу дознания, дознавателю о производстве следственных действий и иных оперативно-розыскных мероприятий и действий; указания в письменном виде; в отношении определенных вопросов персонально-определенно, на постановлении ставится резолюция: ускорить, расследовать, закончить и др. Необходимо отказаться от формального рода указаний.

3.Вносит представления о нарушениях законности при расследовании уголовных дел.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

56. Надзор прокурора за соблюдением установленных законом сроков дознания, предварительного следствия и содержания под стражей в качестве меры пресечения. Порядок продления этих сроков.

После возбуждения уголовного дела начинается предварительное расследование. Оно состоит из дознания и предварительное следствия.

Выделяется дознание

1. Дознание, по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (орган дознания осуществляет неотложные следственные и другие процессуальные действия и в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, передаёт это дело следователю).

2. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Дознание по общему правилу должно быть закончено не позднее чем за 1 месяц (приостановление дознания в этот срок не включается). Этот срок может быть продлён прокурором (его замом), но не более, чем на 1 месяц.

В исключительных случаях дознание продлевается:

- до 3-х месяцев (прокурором района (города), его заместителем);

- до 6 месяцев (прокурором области (г. Минска), его заместителем);

- свыше 6 месяцев (Генеральным прокурором и его заместителем).

Предварительное следствие по общему правилу должно длиться не более 2-х месяцев со дня возбуждения уголовного дела (в этот срок не включается время приостановления предварительного следствия). Этот срок может быть продлён:

- до 3-х месяцев (прокурором района (города), его заместителем);

- до 6 месяцев (прокурором области (г. Минска), его заместителем);

- свыше 6 месяцев (Генеральным прокурором и его заместителем).

При решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

Срок заключения под стражей – до 2 мес. Этот срок может быть продлён:

- до 3-х мес. прокурором города (района) и приравненным к ним;

- до 6 мес. прокурором области (г.Минска) и приравненным к ним;

- до 12 мес. заместителем генерального прокурора (в отношении лиц, совершивших особо тяжкое, тяжкое преступление и если есть основания полагать, что они могут скрыться от следствия);

- до 18 мес. Генеральным прокурором.

Орган дознания, следователь, считая необходимым продление срока содержания обвиняемого под стражей, выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении указанного срока более 6 месяцев - за 10 суток.

57. Надзор за законностью задержания подозреваемого и содержания задержанных в ИВС.

см. вопрос 47

Методы выявления нарушений:

1. Периодическая (не реже 1 раза в 10 дней) проверка СИЗО и комнат задержанных при дежурных частях отделов внутренних дел. При установлении факта незаконного задержания лица прокурорам необходимо незамедлительно до истечения 72 часов освобождать его. Прокурорам также необходимо обеспечивать в статистической отчетности достоверность данных о применении задержания в соответствии со ст. 108 УПК.

1. Проверка журналов задержанных в СИЗО (ИВС) и в дежурных частях, сверка имеющихся в них данных с фактическим состоянием;

2. Проверка своевременности получения уведомления (в течение 24 часов) о задержании лиц, непосредственно подозреваемых в совершении преступления;

3. Опрос лиц, содержащихся в СИЗО (ИВС) и комнатах задержанных об основаниях и времени задержания и сверка их показаний с журналами учёта.

5. Работа над жалобами (письменными и устными)

6. Сверка числа фактически задержанных и задержанных по документам