Руководители прокуратуры СССР и БССР с 1922 по 1955 г.

Основные этапы развития законодательства о прокурорском надзоре в советском государстве. (1922-1955). Закон о прокуратуре РБ, иные акты, определяющие осуществление прокурорского надзора.

Назначение, подотчетность Генерального Прокурора РБ и порядок назначения нижестоящих прокуроров. Сроки полномочия прокуроров, право законодательной инициативы Генерального Прокурора РБ.

Назначение на должность и подотчетность д-ти:

В соответствии со ст. 126 Конституции РБ Генеральный прокурор РБ, возглавляющий единую и централизован сист орг прок назначается на должность Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ. (= ст. 18 ЗоП)

Сообщение о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуется в СМИ.

Ген прок нижест прок независисмы в осущ-нии св полном и руков-ся зак-вом. Генеральный прокурор РБ в своей деятельности подотчетен Президенту РБ.

Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим.

Пр з-дат инициативы:

До 1996 года Генеральный прокурор имел право законодательной инициативы. После принятия изменений в Конституцию на республиканском референдуме в 1996 г. такого права у Генпрокурора больше НЕТ (пр з-дат иниц облад только: ПЗ, деп ПП, СР, СМ, гр-не 50 тыс). – в РФ аналогичн сит, у Генпрок нет з-дат иниц.

На сегодн день многие авт критикуют такую позицию, т.к. в рамках участия в пр/творч д-ти у Ген прок есть только пр в устан-м порядке направлять предложения в нормотворч орган/ ДЛ о принят/ измен/ доп/ толковании/ признан утративш силу НПА = это МАЛО. На наш взгляд, наделение Генпрок правом з-дат иниц позволило бы более весомо влиять на законотворч процесс. Н-р, в СССР согласно ст. 9 ЗоП 1979г. предусм-сь пр з-дат иниц Генпрок СССР, прок союзных и автономных республик – многие авт расценив эту практику как положительную

Освобождение от должности:

В соответствии со ст. 18 ЗоП Генеральный прокурор РБ мб освобожден от должности Президентом РБ с уведомлением Совета Республики Национального собрания РБ в случае:

- совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда

- по состоянию здоровья, препятствующему исполнению им своих служебных обязанностей

- по собственному желанию

- по другим основаниям, установленным законом.

В отсутствие Генерального прокурора РБ/ в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет 1й зам Генерального прокурора РБ, а в случае отсутствия 1-го зама Генерального прокурора РБ / невозможности исполнения им своих обязанностей — один из замов Генерального прокурора РБ в соответствии с распределением обязанностей. ПЗ М возложить исп-ние обяз-тей Генпрок на 1-го зама/ др замов Генпрока в случае овобожд Генпрока от должности.

Полномочия Генерального прокурора РБ:

- возглавл сист орг прок

- организует и направляет работу органов прокуратуры,

- осуществляет контроль за их деятельностью,

- несет ответ-ть за выполнен орг прок-ры возлож-х на них задач

- издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры,

- в пределах своей компетенции дает письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

- и до полном по з-дат актам

- ст. 126 Конст = Генпрок назначает нижест-х прок-ров

Порядок назначения нижест-х прокуроров:

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должности: (ч. 2 ст. 23 ЗоП)

1) замов Генерального прокурора РБ по согласованию с Президентом;

2) начальников стр-рных подразделен и их замов, советников, старпом и пом Генпрок, пом по особым поручениям, пом замов, старш прок и прок стр-рных подраздел, ст следоват и следовать по особо важн делам, след-кр/листов и др раб-ков Генпрок-ры (раб-ки Генпрок) – самост!

3) прокуроров областей/ Мн/ приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом;

4) замов прокуроров обл/ Мн/ приравнен, нач-ков стр-рных подраздел прокуратур обл/ Мн/ приравнен по представлению соотв-го прок

5) руководителей гос организ, созданных в сист орг прок по решению ПЗ (НПЦ проблем укрепления зак-ти и пр/порядка) - по согласованию с Президентом

6) замов руководит гос организ 5) - самост!

7) прокуроров и замов прок р-нов/ р-нов в гор/ гор/ м/рай / приравнен трансп и воен – по представлению соотв-но прок обл/ Мн/ приравнен

Срок полномочий: Генпрок и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет. (Коммент к Конст Василевича) + это было прямо закреплено в ст. 15 З-на о прок 1993.

В ЗоП 2007 про срок полномочий ничего не говорится. Согласно п. 14 Положения с лицом, назначенным на должность прок раб-ка (кроме стажера), заключ-ся контракт сроком от 1 года до 5 лет.

Исходя из этого: срок полном прок-ра = срок его контракта (1-5 лет) до достижения им предельного возраста нахождения на гос службе (ст. 41 З-на о гос службе – предельн возраст 65 лет)

 

Становление прокуратуры проходило в условиях трудного осмысления как задач, подлежащих исполнению, так и места этого органа в структуре государства.

В отличие от большинства других государств в Российской Федерации и других советских республиках прокуратура создавалась, прежде всего как общенадзорный орган. Следует признать, что к этому имелись веские основания. Распад империи, государственности с ее вековыми укладами, прекращение действия старого государственного аппарата и многолетняя вольница гражданской войны породили у значительной части населения неуважение к закону вообще. Переход от режима чрезвычайщины, от действий, обусловленных "революционным правосознанием", к подчинению единому закону встречал ожесточенное сопротивление со стороны не только населения, но и значительной части представителей новых органов местной власти.

Тяга к нормотворчеству, к изданию своих, местных "законов", якобы улучшающих или уточняющих законы центральной власти, была исключительно велика. Учитывая, что юридическое да и общее образование представителей местной власти было удручающе низким, можно представить последствия такого нормотворчества. Например, в 1925 году по протестам прокуроров в Беларуси были признаны незаконными и отменены 4198 постановлений местных органов власти.

Следует отметить, что ленинская формулировка основной задачи прокуратуры оказалась настолько точной, что почти без изменений была приведена в ст. 4 Закона СССР "О Прокуратуре СССР" от 30 ноября 1979 г., согласно которой органы прокуратуры "осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям".

Вместе с тем, поставленные перед создаваемыми органами прокуратуры задачи не были ограничены только этими функциями. С момента создания республиканской прокуратуры наметились основные направления ее деятельности. Так, Положением о прокурорском надзоре, принятом 26 июня 1922 года третьей сессией ЦИК Белорусской ССР, на учрежденную Государственную прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора "от имени государства за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений";

- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений… и дача указаний и разъяснения органам предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам;

- разрешение вопросов о предании суду и прекращения дел, поступающих к ней от органов дознания;

- утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела;

- участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам предания суду и прекращения дел во всех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;

- опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля, вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений Совета Народных Судей;

- поддержание обвинения в суде;

- проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.

В принципиальном плане очерченные в приведенном Положении направления прокурорского надзора не изменились по настоящее время.

Так, ныне действующий Закон Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь" определяет следующие направления прокурорского надзора: 5 отраслей наздора (общий, за ОРД, за досуд пр-вом, за суд пост и их исп-ем, за пенитенциарн сист) + координац пр/охранит д-ти + ОУП + участин в СР (4 направл)

Значительно большее время понадобилось для осознания места прокуратуры в системе государственных органов. Вопрос о централизации органов прокуратуры, их независимости от местной власти являлся настолько острым, что отголоски былых споров все еще слышны и в настоящее время. На необходимости вывода прокуратуры из сферы влияния местных органов настаивал В.И. Ленин. Потребовалось все влияние его авторитета, чтобы убедить других государственных и партийных деятелей в правильности такой позиции. Тем не менее, первоначально республиканская прокуратура была образована в БССР в составе Народного Комиссариата Юстиции. Во главе Прокуратуры в качестве Прокурора республики стоял Народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании Прокурора республики находился входящий в состав Народного Комиссариата Юстиции отдел прокуратуры.

-с 1917 по 1922 г. – орг прок-ры были ликвидированы Декретом о суде № 1

- с 1922 по 1928 г. – Гос прок-ра в сост Наркомата юстиции – Курский Д.И.(прокурор РСФСР)

- с 1924 по 1933 г. – (параллельно с предыд) д-ла Прок-ра Верховного Суда СССР – Красиков П.А.(прокурор ВС СССР)

- с 1933 по 1935 г. – образована Прокуратура СССР – Акулов Иван Алексеевич – 1й прокурор СССР(репрессирован, посмерно реабилитирован)

-с 1935 по 1943 г. – прокуроры СССР: Вышинский, Панкратьев, Бочков

- с 1943 по 1948 – Генеральная прокуратура СССР – 1й Генпрокурор – Горшенин Константин Петрович

- с 1948 по 1953 – Генпрокр – Сафонов

- с 1953 по 1981 г. – Руденко Роман Андреевич (28 лет Генпрок!!!)

(!!!! Фаина Нюрина – зам прок РСФСР, долго исполнявшая обяз-ти прок РСФСР)

Первым прокурором Беларуси был назначен латыш Адольф Христофорович Гетнер. Неопределенность положения прокуратуры отразилась и на принципах назначения руководства прокуратуры. Вплоть до послевоенного периода никто из прокуроров республики не занимал этой должности более 3 лет. Так, А.Ф. Гетнер возглавлял прокуратуру до 1925 года, М.А. Сегаль - с 1925 по 1928 год, Н.О. Михайлов - с 1929 по 1931 год, М.А. Левков - с 1931 по 1933 год, П.В. Кузьмин - с 1933 по 1936 год, С.Я. Новик - с 1937 по 1939 год. Следует признать, что такие кадровые перестановки не способствовали ни эффективности работы прокуратуры, ни повышению ее авторитета.

Прав регулирование:

В зависимости от остроты тех или иных вопросов, предлагаемых к решению прокуратуре, изменялись ее структура и функции. В частности, 21 февраля 1925 года ЦИК и СНК Белоруссии учредили должность прокурора по трудовым делам. Постановлением ЦИК и СНК БССР от 29 декабря 1928 г. при Прокуроре республики была учреждена должность прокурора по земельным делам. Постановлением этих же органов от 25 апреля 1931 г. было принято новое Положение о судоустройстве БССР, согласно которому работа прокуратуры перестраивалась по отраслевому принципу. В состав органов прокуратуры входили прокуратуры по социалистическому производству и труду; по надзору за социалистической реконструкцией сельского хозяйства; торговле и финансам; по надзору за судом, следствием и местами заключения; по административному надзору; транспортной прокуратуры; прокуратуры по надзору за органами ОГПУ. Каждую прокуратуру возглавлял помощник Прокурора республики. Такой эксперимент по децентрализации органов прокуратуры себя не оправдал. В целом благое намерение специализации прокурорского надзора по его отраслям привело к фактическому переподчинению таких прокуратур местным органам власти или руководителям поднадзорных отраслей. Последствия оказались столь тревожными, что потребовалось постановление ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. "О революционной законности", запретившее местным органам власти использование прокуроров не по назначению, их снятие и перемещение.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР, как единый всесоюзный орган. Однако и после этого, вплоть до принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г., прокуратура в республиках оставалась в системе Наркомюстов.

Конституцией СССР 1936 года (ст. 113) на Прокурора СССР возлагался "высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР". Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР (ст. 117).

Таким образом, становление прокуратуры, как независимого надзорного органа продолжалось более 14 лет. Это было обусловлено не только разным пониманием задач и положения прокуратуры в структуре государственных органов, не только отсутствием опыта государственного строительства, но, и как показывает вся история прокуратуры, неистребимым желанием многих местных или региональных руководителей к бесконтрольной деятельности, или, в крайнем случае, иметь сговорчивого "карманного" прокурора.

В период Великой Отечественной войны, вплоть до освобождения Беларуси, прокуратура республики, как государственный орган не функционировала по вполне понятным причинам. Что касается деятельности самих прокурорских работников в это время, то это предмет не одной статьи.

 

Значительный период послевоенной деятельности прокуратуры БССР неразрывно связан с именами возглавлявших ее Ветрова Ивана Дмитриевича и Бондаря Алексея Георгиевича (18 лет!). Последний являлся Прокурором БССР наиболее продолжительный в истории нашей прокуратуры срок - с 1949 по 1967 год.

Расширялась в послевоенное время законодательная база, регламентирующая деятельность прокуратуры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре СССР. В нем более детально регламентировались функции прокуроров и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Большинство из этих положений нашло свое развитие только в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. "О прокуратуре СССР".

Правовые основы деятельности прокуратуры в настоящее время определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" от 8 мая 2007 г.