Виды специализированных прокуратур и особенности их деятельности.
Классные чины
Классные чины работников прокуратуры РБ. Поощрения и ответственность работников органов прокуратуры РБ.
Система органов прокуратуры РБ.
В соответствии с законом о прокуратуре единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют: (4)
1) Генеральная прокуратура Республики Беларусь,
2) прокуратуры обл/ Мн и приравнен к ним специализир прок, явл-ся ЮЛ (Бел транспортн прок, Бел воен прок) (2+2)
3) прокуратуры районов, р-нов в гор, городов, межрай и приравненные к ним специализир транспортн и м/гарниз военные (4+2)
4) иные гос организ, создан в сист органов прок по решению ПЗ РБ (н-р Научно-практич центр проблем укрепления зак-ти и правопорядка Генпрок РБ – Указ ПЗ № 482 2006 г.)
Создан/ реорганиз/ ликвид орг прок осущ-ся ПЗ по представлению Генпрока. Общая численность прок раб и раб прок-ры утвержд-ся ПЗ. Стр-ра и штатн распис орг прок утвержд-ся Генпрок в пределах бюджетн ассигнований и установленнй численности орг прок.
Создание межрайонных прокуратур: межгарниз военная, межрай транспортн. Ранее существовали ещё и природоохранные прокуратуры, прок в местах л/с??? Но на данный момент они упразднены.
Генеральная прокуратура РБ:
Ø обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
Ø контролирует работу органов прокуратуры
Ø анализирует практику ПН и состояние законности в РБ;
Ø взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
Ø организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
Ø участвует в нормотворческой деятельности;
Ø представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
Ø выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 51 ЗоП прокурорскому работнику присваив-ся классный чин в соответствии с занимаемой им должностью. Порядок присвоен/ лишен классн чинов опред-ся Положением о прохождении службы в органах прокуратуры от 27.03.2008 № 181 – Гл.3.
Для л, назнач-х на должности прокраб-ков, устан-ся следующ классные чины, соотв-е воинским званиям:
1) гос советник юст 1 класса = генерал-полковник (Генпрок)
2) гос советник юст 2 класса = генерал-лейтенант (1й зам, зам Генпрок)
3) гос советник юст 3 класса = генерал-майор (прок обл/ Мн/ Бел трансп)
4) старш советник юст = полковник (нач-к стр-рного подраздел Генпрок, его зам/ советник Генпрок/ старпом Генпрок/ ст следов по особо важн/ след по особо важн/ старш след-кр/лист/ след-кр/лист Генпрок/ за прок обл/Мн/Белтрансп/ прокурор р-на с насел более 60 тыс/ прокурор р-на в гор/ прокурор гор/ м/рай прок/ приравнен трансп прок)
5) советник юст = подполковник (пом Генпрок/ пом Генпрок по особым поруч/ пом зама Генпрок/ старш прок и прок стр-рного подраздел Генпрок/ следов Генпрок/ нач-к стр-рного подраздел прок обл/Мн/Белтрансп/ ст следов и следов по важнейш делам/ след-кр/лист прок обл/Мн/Белтрансп/ прок р-на с насел менее 60 тыс/ зам прок-ра р-на с более 60 тыс, прок-ра р-на в гор, прок-ра гор/ м/рай и приравнен трансп)
6) младш сов юст = майор (пом прок обл/Мн/Белтрасп/ ст прок и прок стр-рного подраздел прок обл/Мн/Белтрасп/ зам прок р-на с менее 60 тыс/ старпом прокурора р-на более 60 тыс, прок-ра р-на в гор, прок-ра гор и м/рай прок-ра/ ст следов прок р-на с более 60 тыс, прок-ры р-на в гор, прок-ры города… )
7) юрист 1 класса = капитан (старпом р-на с менее 60 тыс, пом прок-ра р-на, р-на в гор, гор, межрай/ ст след-ль прок р-на с менее 60 тыс/ след прок р-на, р-на в гор, гор, межрай)
8) юрист 2 класса (старлей)
9) юрист 3 класса (лейтенант)
Классн чины присваив-ся послед-но в соотв с зинимаем должностью и с учетом требов Положения. Лицам, в1ые поступ на сл в прок после прохожд стажировки присваив-ся классн чин юриста 3го класса.
Устан-ся следующие миним сроки пребывания прок раб в чине:
1. юрист 3 класса – 1 год
2. юрист 2 класса – 3 года
3. юрист 1 класса – 3 года
4. мл сов юст – 4 года
5. сов юст – 5 лет
Сроки пребыв прок раб в чине ст сов юст и выше НЕ устан-ся.
!!! Генпрок им пр присваив очередн классн чины ДОСРОЧНО по истечен не менее ½ установл срока пребывания в предыд чине + не выше классного чина по данной должности + не более 2х раз за п-д службы (3 условия)!!!
Гос советник 1 класса – присваив ПЗ
Гос сов 2 и 3 класса – присваив ПЗ по представлен Генпрок
Все ост кл чины – присваив Генпрок по представлен его замов/ прок обл/Мн/Белтрансп
Лицам, ранее проходивш сл в орг по п.13 Полож присваив-ся классн чин соотв-ий имеющемуся у него воинскому/ спец званию/ по занимаем должности в орг прок.
Представление прок раб к присвоению очередн кл чина НЕ произв-ся в случ-х: (4)
а) наличия дисциплин взыск – до его погашен/ снятия
б) провед в отнош него служебн проверки по фактам наруш служебн дисципл/ расслед УД по подозр (обвин) его в прест – до завершен проверки/ прекращ пр-ва по делу за отсутств деяния, соства, за недоказанностью/ до вынесен оправдат приговора
в)перевод его на нижестоящ должность ввиду несоответ занимаем должности – до принят решен аттест комис о возбужд ход-ва о присвоен очередного чина
г) нахожд в отпуске по беремен/ родам/ уходом до 3х лет – в этом случае предст-ся кл чин после выхода из отпуска при усл-ии занятия должности, где предусм равнощначн/ более высок чин, чем присваиваемый + по истечен установл срока пребыван в предыд чине (время нах-я в отпуске засчит-ся в срок пребывания).
Прок раб устан-ся надбавки к должн окладам за кл чины по зак-ву.
При переходе на низшую должность/ прекращ сл в прок за покраб сохр-ся присвоенный чин, если он по зак-ву не б понижен/ лишен.
!!!Военным прок и следов воен прок-р присваив-ся воинские звания офицерск состава, к-рым сооотв кл чины прок раб в соотв с ЗоП и зак-вом о воен сл!
Поощрения работников прокуратуры.Согласно ст. 54 за: (4)
- успешн и добросовестн исп-ние прок раб служебн обяз-тей
- продолжит и безупречн службу в орг прок
- выполнен заданий особой важности и сложности
- др достижения по сл
… руководителями орг прок к прок раб-кам примен-ся меры поощрения по зак-ву о гос сл и труде. Допуск-ся примен-е одновременно нескольких мер поощрения!
Мерами поощрения являются: (Гл. 5 Положения)
1.объявление благодарности
2. единовремен ден вознагражд
3. ценный подарок
4. Почетная грамота Генпрок
5. занесение на Доску почета Ген прок-ры
6. досрочное присвоение кл чина
7. присвоение очередн кл чина на 1 ступень выше полож-го по занимаем должности
8. присвоен кл чина на 1 ступень выше очередного
9. награжден нагрудным знаком орг прок
10. присвоен званий «Заслуж раб орг прок РБ» , «Заслуж юрист РБ» и др гос награды
11. досрочное снятие дисциплин взыскания
12. др меры поощрения по зак-ву о гос сл и труде
А) Ген прок им пр применять все меры поощр, кроме присвоен чинов гос сов юст 1,2,3 и награждения гос наградами РБ.
Б) Прок обл/Мн/приравнен им пр примен: № 1-3,11
В) Прок р-нов, р-нов в гор, гор, м/рай, приравнен им пр примен: №1, 11
Применение меры поощрен оформл-ся приказом, к-рый объявл-ся прок раб и прилаг-ся к его личному делу. К прок раб им дисципл взыск м примен-ся только № 11 – осущ-ся ДО истечен 1 года со дня его наложения приказом прок, его наложившего/ приказом вышест прок, если прок раб себя положит-но зарекомендовал по сл.
Прок обл/Мн/приравнен вправе ход-ть о примен к их подчинен соотв-х поощрен п/д Генпрок, а прок р-нов/гор… - п/д прок обл/Мн/приравнен.
Ответственность прок раб-ка (ст. 55 ЗоП, гл.5 Полож-я) наступает за: (4)
- неисполнен/ ненадл исп-ние по его вине возлож-х на него служебн обяз-тей
- превышение должност полном
- нарушение служ дисциплины, совершен д-ий, к-рые дискредитируют звание прок раб и не совместимы со сл в орг прок
- несоблюдение устан-х Конст, ЗоП и др з-дат актами ограничен по гос сл
… несет дисц/ админ/ угол и др ответ-ть в соотв с з-дат актами.
За совершение вышеуказ-х дисциплинарных проступков на прок раб м.б. наложены следующ дисциплинарные взыскания:
1. замечание
2. выговор
3. предупрежд о неполном служ соотв-ии
4. понижен в классном чине на срок до 6 мес
5. понижение в должности на срок до 6 мес
6. лишение нагрудн знака орг прок
7. освобожд от занимаем должности (увольнение)
8. освоб от занимаем должности с лишением классного чина
При выборе дисц взыскан учит-ся: тяжесть дисц проступка + обст-ва его совершения + предшествующ сл и поведение на сл.
Порядок наложения:
До примен дисц взыск руководит орг прок обязан затребовать письмен объяснение прок раб-ка, при необх-ти назнач-ся и провод-ся служебн проверка. За 1 и тот же проступок м.б. наложено только одно дисц взыск.
Полномочия руководит по наложению взыск – ст. 55 З-на о прок:
(если степень тяжести проступка треб налож-я взыскан, к-рое данный прок не вправе налагать – он обращ-ся с соотв представлением к вышестоящ прок-ру)
А) Ген прок им пр налаг все дисц взыскан, кроме:
- понижен в кл чине раб-ков, к-рым чин присвоен ПЗ (осущ-т ПЗ по ход-ву Генпрок)
- понижен в должн/ увольнения замов Генпрок, прок обл/Мн/ приравнен (осущ-ся Генпрок по согласованию с ПЗ).
Ген прок определ полном руководит по привлечен к ответ-ти прок раб, к-рые назнач-ся на должность Генпрок-ром. Понижен в кл чине произв-ся Генпрок по представлен его замов/ прок обл/ Мн/ Белтрансп.
Б) прок обл/ Мн/ приравнен им пр налагать на подчиненных все дисц взыскан кроме: № 4,5,6 + они НЕ ВПРАВЕ налагать дисц всзык на св замов и увольнять раб-ков, назнач-х Генпрок-ром.
В) прок р-нов, р-нов в гор… им пр примен дисц взыск № 1,2 ко всем кроме своих замов.
Прок раб, к-рый соверш дисц проступок м.б. отстранен от должности на п-д служебн расслед-я и до решения вопр о привлечен его к дисц ответ-ти, но не более чем на 2 мес. Отстранение от должности произв-ся по распоряжен Генпрок/ прок, назначившего на должность, если иное не предусм УПК. Остранен от должности замов Генпрок/ прок обл/Мн/приравнен произв-ся с согласия ПЗ. За время отстранен прок раб выплач-ся з/пл, если иное… з-дат актами.
! Дисц взыскание в виде понижения в чине м.б. снято досрочно в порядке поощрения, что влечет восстановление! Время пребыв в пониженном чине не засчит-ся во время пребыван в восстан чине, кроме случ-в нез-го/ необоснов-го понижения.
Сроки:
Дисц взыск примен-ся не позднее 1 мес со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни раб-ка/ отпуска/ провед служ проверки. Дисц взыскан НЕ м.б. примен позднее 6 мес (а по рез-там служ проверки уполномочен подразделением – не позднее 2 лет) со дня совершения дисц проступка. Сюда не включ-ся время пр-ва по угол/ админ делу.
Дисц взыск оформл-ся приказом, к-рый объявл-ся прок раб под роспись в 5 дней и прилаг-ся к его личному делу.
Вышестоящий прок им пр отменить/ усилить/ ослабить дисц взыск, обосновав в приказе свое решение. Усиление м.б. только с соблюдением сроков.
Прок раб счит-ся НЕ имеющ взыскания, если в течение 1 года со дня наложения в отношении него НЕ будет примен новое дисц взыск + при досрочном снятии. При погашении/ снятии взыск в виде лишения нагрудного знака он НЕ возвращ-ся кроме случ-в нез-ного/ необоснов-го его лишения.
В отношен воен прок меры поощрения и взыскания ТЕ ЖЕ, кроме присвоен/ лишен/ понижен чина.
Обжалование реш-я: о налож дисц взыск/ об освобожд или отстранен от должности/ о переводе на др должность/ о лишении кл чина/ об увольнении – в вышест прок-ру и/или в суд
Специализированные прокуратуры – государственные органы, осуществляющие надзор за исполнением законодательства в определённой, специфической области – об их сущ-нии говорится в ст. 16 ЗоП. Согласно Концепции суд-прав реформы предусматривалось создание спец-х прок: транспортных, экологич, по наздору за исправ-трудов учреждениями, но не все они сущ-т на наст момент.
Специализированными прокуратурами в РБ, согласно Пост Президиума ВС РБ от 29.12.1993 г. , которым утверждена Структура органов прокуратуры РБ являются:
А) Белорусская транспортная прокуратура (приравнена к прок обл/ Мн) и подчиненные ей нижестоящие транспортные прокуратуры (приравнены к межрай прок)
Транспортные прокуратуры существовали до 60-х годов, потом были упразднены. В 70-х встал вопрос об их возрождении и в 1980 г. Приказом Генерального прокурора были воссозданы на правах областных и межрайонных прокуратур транспортные прокуратуры. В БССР была создана Белорусская транспортная прокуратура во главе с Белорусским транспортным прокурором. Остальные транспортные прокуратуры были созданы в крупных транспортных узлах на правах межрайонных прокуратур. Они разбирают правонарушения на всех видах транспорта кроме автомобильного.
На сегодн день их 9 шт ( Бел трансп + 6 обл городов + Барановичи, Орша)
Б) Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей межгарнизонные и приравнен к ним военные прокуратуры – Гл. 16 ЗоП
Система военных прок = (ст. 72 ЗоП)
1) Бел воен прокуратура (на правах обл/Мн)
2) военная прок по надзору за зак-тью в частях ВВС и войск противовоздушн обороны
3) военная прок по надзору за зак-тью на Гос границе и в пограничн войсках РБ
4) м/гарнизон военные прок-ры (р-ный ур-нь)
Военные прокуроры и следователи военных прокуратур имеют статус военнослужащих, осуществляют полномочия в ВС РБ, пограничных, иных войсках и воинских формированиях РБ, гос органах, где предусм военн служба, и обладают в пределах своей компетенции всеми полномочиями прокурорских работников, определенными законом о прокуратуре и иными законодательными актами.
На сегодн день их 14 шт = Бел воен + 11 м/гарнизон (все обл + Барановичи, Бобруйск, Борисов, Полоцк, Слуцк) + на границе + в ВВС
Особ-ть в прав регул: на них кроме ЗоП и Полож-я, распростр-ся д-е З-на «О воинской обяз-ти и воинск службе», Положения о порядке прохожден воен сл (Указ ПЗ №186) и др з-дат актов, регул вопросы матер и соц обеспечения в/сл офиц состава ВС РБ.
На должности воен прок назн-ся л, отвеч требов прок раб-ков + проходящие воен сл по контракту/ призыву + имеющ воинск звания офицерск состава. Им присваив-ся воинск звания, к-рым соотв кл чины прок раб-ков по Положению. Перечни должностей, подлежащих замещ-ю военными прок и следоват + определение на сл и увольнение в запас/ в оставку + присвоение воинск званий по подполковника юст включтит-но = осущ-ют соотв-но Мин-р обороны, Председ ГКпогран войск, руковд др гос орг, где предусм воен сл по представлению Генпрок/ согласовано с Генпрок.
Финансир-е д-ти воен прок + их мат-технич обеспечение осущ-ся Мин-вом обороны, ГКпогран войск и др соотв гос орг.
Существует приказ Генпрокурора "Об особенностях организации работы военных и транспортных прокуратур", где перечислены преступления, подлежащие рассмотрению следователями этих прокуратур, а также указывается, что надзор за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности возлагается на транспортного прокурора, а надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществляется территориальным прокурорам. Транспортным прокурорам, их заместителям с участием следователей, судебно-медицинских экспертов, специалистов железнодорожного, водного, воздушного транспорта предписано незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений и аварий, гибели людей и других происшествий, повлекших тяжкие последствия.
Ранее также сущ-ли прок в местах л/с, природоохранные прок, однако впоследствии они б упразднены.
Все специализированные прокуратуры строятся на общих для органов прокуратуры принципах. Они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; используют те же средства прокурорского надзора на выявленные нарушения закона. Особенность специализированных прокуратур:
- в их системно-структурном построении;
- в объектах по осуществлению надзора за исполнением законодательства.
- в особ-тях прав регул и специфике д-ти
20. Структура Ген прокуратуры РБ и всех других прокуратур, входящих в систему прокурорских органов РБ. (?????? – проверить!!!)
Аппарат Генеральной прокуратуры РБ:
1. Генеральный Прокурор
2. 1-ый заместитель
3. заместители (сейчас - 4)
4. заведующие отделами (старшие помощники и помощники прокурора по должности):
5. секретариат: 3 помощника и группа советников
Управления (включают в себя отделы):
1. Управление общего надзора;
· отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики;
· отдел по надзору за исполнением законов в социальной и экологической сферах;
· отдел по надзору за исполнением законов в военно-промышленном комплексе.
2. Управление организации работы и методики прокурорского надзора;
· отдел органов контроля;
· отдел методики и анализа;
· отдел приёма граждан;
· пресс-центр.
3. Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры;
· отдел по надзору за расследованием особо важных уголовных дел;
· отдел по надзору за следствием в органах прокуратуры;
4. Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;
· следственный отдел;
· отдел надзора за расследованием уголовных дел и исполнением закона об организованной преступности и коррупции.
5. Управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения.
· отдел планирования и ОКС;
· отдел бухгалтерского учёта и отчётности.
6. Управление по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти.
7. Управление по надзору за оперативно-розыскной деятельностью:
- отдел по надзору за осуществлением законов при осуществлении дознания;
- -\\- при осуществлении ОРД.
8. Управление по надзору за законностью судебных решений и поддержанию государственного обвинения.
Самостоятельные отделы:
· отдел по работе с законодательством;
· следственный отдел;
· отдел надзора за исполнением законов о государственной безопасности (СССР- управление);
· войсковой отдел;
· дежурная часть;
· отдел надзора за ОРД (в СССР – управление);
· международно-правовой отдел (СССР-управление);
· отдел надзора за соответствием закону по уголовным делам (СССР-управление);
· отдел надзора за соответствием закону по гражданским делам (СССР-управление);
· отдел надзора за соответствием закону по делам н/л (СССР-управление);
· отдел надзора за исполнением приговора;
· отдел кадров;
· отдел безопасности и защиты информации;
· отдел инспекции по личному составу.
Структура районной (городской) прокуратуры:
1) прокурор района (города);
2) заместители прокурора района (города)
3) помощники прокурора;
4) старшие помощники прокурора;
5) следственный аппарат:
· следователи,
· старшие следователи,
6) канцелярия.
Коллегии орг прок – совещат оран. (ст. 21 ЗоП)
В Ген прок-ре образ-ся коллегия в сост: Генпрок (председ) + 1й зам и замы и др прок раб-ки. Персональный сост коллегии Генпрок-ры утвержд-ся ПЗ по представлению Генпрок-ра. Положение о коллегии Генпрок утвержд-ся ПЗ - Указ ПЗ № 372 от 6.07.2001 г. «Об утверждении положения о коллегии Генпрок РБ»
В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах также образуются коллегии. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора. В состав коллегии входят прокурор, возглавляющий соответствующую прокуратуру (председатель), его заместители и другие прокурорские работники.
Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами. На заседаниях коллегий:
- рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
- обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора, а также утверждаемых им положений и инструкций;
- заслушиваются отчеты и сообщения руководителей стр-рных подраздел прок-ры, управлений и отделов прокуратуры, нижестоящих прокуроров и других прокурорских работников + руководит и др раб-ков гос организ, созд-х в сист орг прок-ры по решению ПЗ
- заслушиваются сообщения и объяснения руководителей государственных органов, других юридических лиц и иных должностных лиц по вопросам исполнения законодательства.
Перечень вопр, обсужд-х на коллегиях, опред-ся председ-ми коллегий.
21. Представление соответствующих прокуроров о даче судам руководящих разъяснений о несоответствии закону Постановлений Пленума Верховного Суда РБ. (??)
Закон о прокуратуре 2007 г. в ч.3 ст. 13 в рамках направления по нормотворч д-ти и совершенстов практики примен зак-ва указывает на особые полномочия Генерального прокурора: только Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума ВС РБ и Пленума ВХС РБ предложения о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения зак-ва, при рассмотрении дел и исп-нии суд постановлений.
Право принесения протеста на судебные решения в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.