Бизнес-план.

Система планов, их структура и основные показатели.

В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным.

Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла.

Текущее планирование это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам.

Оперативное планирование способствует равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном количестве, в установленные сроки, с наименьшей

длительностью производственного цикла.

В зависимости от перспектив развития предприятия и поставленных задач планирование подразделяют на стратегическое, тактическое и бизнес-план.

Стратегическое планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия, исходя из глобальных целей и поставленных задач развития.

Тактическое планирование должно обеспечить осуществление целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению качества продукции.

Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия.

Кроме того, в зависимости от обязательности плановых заданий на предприятиях ландшафтного строительства планирование подразделяется на директивное и индикативное.

Директивное планирование предусматривает беспрекословное осуществление решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование носит рекомендательный характер* В его составе могут быть и обязательные задания, но их число должно быть весьма ограничено.

 

Действующая в современных условиях система планирования производственной деятельности большое внимание уделяет разработке бизнес-плана.

Главными задачами бизнес-плана являются: -определение конкретных направлений развития предприятия, выявление его целевых рынков и места на них;

-конкретизация целей предприятия, стратегии и тактики их достижения; -проработка организационных и кадровых вопросов, условий мотивации труда

работников;

-оценка финансовых возможностей для реализации инвестиционных проектов; -разработка маркетинговых операций по изучению рынка реклам а и стимулирование продаж, ценообразование, условия сбыта;

-уточнение для целей ценообразования производственных и сбытовых издержек

по созданию и реализации товаров и услуг.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, чём крупнее предприятие, чем сложнее его функциональная деятельность, тем полнее, а также обоснованнее требования по объему разделов бизнес-плана. Для небольшого предприятия он значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства. Состав и структура бизнес-плана также зависят от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать. Наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что вызывает усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть внесены в его особый раздел для пристального изучения.

В мировой практике сформировался набор основных требований к
содержанию бизнес-плана:

1. Исполнительное резюме (краткое содержание). Этот пункт должен отвечать на вопросы о том, для чего и в каком размере требуются инвестиции, в чем суть проекта строительства и каковы его основные параметры.

2. Описание фирмы держателя проекта. Указываются история предприятия, его текущее состояние, назначение и характер проводимых работ, особенности технологии. Отражаются позиции предприятия в бизнесе, указываются его сильные и слабые стороны, современный и желаемый имидж, какие конкретные шаги необходимо сделать для достижения поставленной цели.

3. Описание ландшафтных строительных работ (продукции, услуг). Приводятся общее описание работ, сфера их применения. В этом же разделе также осуществляется оценка готовности ландшафтных работ к выходу на рынок, указывается наличие патентов, лицензий, ГОСТов и стандартов.

4. План маркетинга. Определяется спрос на предлагаемые ландшафтные работы (продукцию), анализируются сегменты рынка, наличие конкуренции, а также отношение правительства и местной администрации к бизнесу, определяется стратегия маркетинга.

5. Организационный план. Приводятся сведения о владельцах предприятия и ее менеджерах, которые будут играть ведущую роль в реализации проекта. Описывается организационная схема по связям и разделению ответственности персонала в рамках управленческой, служебной, производственной структурах. Также рассматривается кадровая политика и стратегия управления персоналом, повышения квалификации персонала и порядок оплаты труда.

 

6. Производственный план. Указывается место строительства, потребные производственные мощности, оборудование, где его будут использовать, а также на каких условиях оно будет приобретаться. Описывается, какие и на каких условиях будут закупаться материалы и комплектующие изделия. В плане также отмечается репутация поставщиков и опыт работы с ними, указываются варианты производственной кооперации и с какими организациями, а также лимит поставок необходимых ресурсов.

7. Анализ рынков. Выявляются факторы, увеличивающие или уменьшающие конкретные виды рисков, связанные с реализацией проекта, проводится анализ

рисков, определяются факторы» оказывающие влияние на величину самих рисков, оцениваются конкретные виды рисков и их уровни, а также мероприятия по их

снижению.

8. Финансовый план. Этот пункт содержит три части:

- план доходов и расходов, который описывает прогноз объема продаж и дает

оценку всех статей расходов расчетного баланса;

- план денежных поступлений и выплат. Он составляется на основе предыдущего плана, в нем показывается денежная наличность, ее распределение по месяцам;

- балансовый план, отражающий состояние активов и пассивов предприятия.

Обычно в бизнес-плане финансовый план составляется на весь период ландшафтного строительства и ухода, причем данные даются с помесячной раз­бивкой.

9. Приложение к бизнес-плану. Приводятся все финансовые расчеты,
предлагаются результаты технической экспертизы и документы, которые имеет
фирма в поддержку проекта. Например, приводятся предварительные соглашения
с заказчиками проекта.

Помимо этого в приложении могут описываться документы о правах на интеллектуальную собственность, отчеты предприятия о финансовом состоянии, включая все балансовые расчеты и таблицы.

Бизнес-план позволяет устанавливать емкость и перспективу развития рынка ландшафтного строительства* Он дает возможность соизмерять затраты с ценами для прогнозирования прибыли, обнаруживать в текущем планировании финансово-хозяйственной деятельности возможные просчеты и ошибки.

Бизнес-план должен дать возможность инвестору оценить проект, а также показать, что:

- предлагаемый товар (работа, услуга) конкурентоспособны и на них имеется достаточный платежеспособный спрос;

-имеются необходимые производственные и ресурсные возможности; -реализация проекта в приемлемый срок будет осуществлена; -инвестирование проекта выгодно.

В России при предоставлении государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации для бизнес-плана установлены специальные формы. Для получения этих гарантий инвесторы участвуют в инвестиционных конкурсах. Инвесторы представляют в Министерство экономического развития и торговли РФ заявки. А в финансовом плане приводится объем финансирования проекта по его источникам с документальными подтверждениями от отдельных кредитодателей. Бизнес-план применяется также для получения государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов на конкурсной основе за счет средств бюджета Рос­сийской Федерации. Положение об оценке эффективности таких проектов приведено в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470. Инвесторы, желающие получить бюджетное финансирование или государственные гарантии, участвуют в инвестиционных конкурсах. Эффективность проекта при этом оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта. Бюджетный эффект проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. Кроме этого принимается во внимание и социальный эффект предложенных мероприятий.

Методика разработки перспективных и текущих планов в ландшафтном

строительстве.

Под методикой планирования понимают совокупность методов, способов, технических приемов, с помощью которых решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения планов и показателей. Основным методом разработки планов является балансовый. Он заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и при отсутствии равновесия, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей.

Балансовый метод на уровне предприятия позволяет судить о наличных производственных мощностях предприятия, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования, планировать производство строительных работ, получить четкое, представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры и др.

Значительное место в разработке планов занимает метод технического расчетного планирования. Он используется в расчетах экономической эффективности ландшафтного строительства, инвестиций, привлекаемых кредитных ресурсов. Этот метод базируется на системе норм.

Норматив (от лат. normatio — упорядочение) это количество производимых или потребляемых материальных благ, ресурсов или средств, приходящихся на какую-либо единицу (единицу времени, площади, объема, на один агрегат обо­рудования, одного рабочего и т.п.). В технологическом процессе к нормативам относятся стандарты, ГОСТы, нормы расхода материально-технических ресурсов на единицу продукции и др.

Норма (от лат. norma — правило, точное предписание, образец, мерило, установленная мера, количество, размер чего-либо) это широко применяемое понятие более или менее общего характера.

При методе технического расчетного планирования используются следующие группы норм:

- основные производственные фонды;

- оборотные средства (сырье, материалы);

 

- нормы затрат труда и трудоемкости изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени);

- нормы осуществления производственных процессов (затрат времени на ремонт оборудования);

- нормы качества продукции.

Широкое распространение в практике планирования получил нормативный метод разработки и обоснований планов, а также регулирования производственной деятельности посредством норм и нормативов.

Лекция 10. Основы маркетинга в ландшафтном строительстве Понятие, назначение и организация маркетинга.

Объем производства и реализации продукции взаимозависимы. В условиях ограниченных - производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства, который определяет объем затрат. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продажна, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить

только те товары и в таком объеме, который оно может реализовать.

Мало просто произвести хороший продукт, предложить эффективную техническую инновацию, нужно привлечь покупателей этого товара, заинтересовать в нем людей. Вот почему составление плана маркетинга должно предшествовать разработке плана производства.

Маркетингом (от англ. market — рынок) называется совокупность методов, способов, средств выработки и осуществления мероприятий по активному воздействию на потребительский спрос с целью. расширения продаж выпускаемых товаров. Основные положения методологии средств маркетинга и подходы к их реализации на предприятии предусматривают следующую работу:

- сбор информации о рынке, спросе, товарах, технологии производства и прогнозировании их изменения на перспективу;

- определение ассортимента выпускаемой продукции;

- приведение основных фондов и оборотных средств предприятия в соответствие

с ситуацией на рынке;

- конкретизация покупателя, а также возможное определение его потребностей и способов их удовлетворения;

- реклама сбыта товаров;

- сервис.

Работники, занятые маркетингом, должны представлять каким хочет видеть продукт покупатель, где и когда он потребуется, какую цену готов заплатить потребитель.

Маркетинговое планирование нужно для того, чтобы:

предприниматель представлял основные цели и задачи деятельности предприятия;

- маркетологи имели бы руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;

- инвесторы могли бы убедиться в емкости и перспективности рынка и его стабильности.

После определения главных тенденций (направлений), влияющих на выпуск продукции, приступают к составлению плана маркетинга. Он представляет собой документ, обеспечивающий решение важной задачи предприятия — проникновение и удержание рынка, повышение финансовой устойчивости предприятия.

Основой планирования маркетинга служит план продаж. Он содержит, во-первых, результаты анализа исследования конъюнктуры рынка, в том числе его емкость, распределение сегментов рынка, долю предприятия на нем, характеристику основных конкурентов, давление на продукцию предприятия; во-вторых, принятую стратегию развития предприятия и ее параметры за плановый период; в-третьих, анализ возможности обеспечения принятых параметров производства продукции всеми видами ресурсов.

Планирование рекламных мероприятий.

Важное место в методологии и организации маркетинга занимают вопросы рекламы. Реклама выполняемых работ* по ландшафтному строительству организуется с целью информирования покупателя об услугах, особенностях эксплуатации, а также для того, чтобы склонить их мнение к покупке данных услуг (работ).

Основными видами рекламы и каналами ее распространения служат: элементы фирменного стиля, наружная реклама («световые экраны», щиты, вывески), реклама на месте продажи (витрины, упаковки, ярлыки), печатная реклама; (буклеты, проспекты, каталоги, плакаты), сувениры, радио- и телереклама, участие в выставках и ярмарках и др. По каждому из этих видов и направлений распространения рекламы могут быть запланированы различные мероприятия исходя из финансовых возможностей предприятия.

Разработка плана рекламных мероприятий проводится в общепринятом порядке: сбор информации, обработка, оценка, разработка предложений и т.д. При планировании рекламы обычно составляют следующие планы:

- формулирующие цели рекламных мероприятий;

- устанавливающие размер средств, направляемых на рекламу;

- определяющие перечень рекламных мероприятий.

Реализация строительных контрактов через торги.

Весь процесс маркетинговой деятельности в строительстве связан с выбором лучшего проекта, надежных партнеров, подрядчиков, поставщиков способных обеспечить высокое качество работ, сокращение сроков ландшафтного строительства, снижение затрат на освоение проекта. Конкуренция проявляется на каждой фазе жизненного цикла проекта. Поэтому выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков осуществляется на конкурсной основе.

Наиболее эффективным механизмом, позволяющим демонополизировать рынок строительных услуг и создать конкуренцию, являются подрядные торги. Основные критерии наиболее выгодных предложений на подрядных торгах: лучшие условия по ценам и качеству работ, а так же срокам их выполнения.

Подрядные торги в строительстве это конкурсная форма размещения заказов в сфере ландшафтного строительства на всех фазах жизненного цикла проекта с целью отбора наилучшего предложения для реализации проекта.,!

Организационный процесс реализации строительных контрактов через торги состоит из следующих этапов:

- начальный этап (предусматривает процедуру назначения организатора торгов, определения объекта и предмета торгов, объявление о торгах);

- этап подготовки проекта проведения торгов (предусматривает процедуру формирования тендерного комитета, разработку тендерной документации, расчет смет инвестора и оферента, встречи и переговоры, проверка места строительства и документов, внесение задатка);

- этап проведения торгов (предусматривает процедуру утверждения регламента и критериев оценки предложений и их анализа, процедуру вскрытия предложений {оферт), выбора генподрядчика, выбора субподрядчика, контроль и проверку документов);

- этап заключения контрактов (предусматривает процедуру подготовки строительного контракта, заключение контрактов и субконтрактов, контроль

52 документов, процедур, анализ и формирование банка данных). Завершается процедура торгов информацией о победителе и контракте.

Для успешного участия строительных предприятий в подрядных торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов нереальна, так как их организаторы имеют право не рассматривать документы, которые не соответствуют оговоренным условиям. Содержание тендерной документации (тендера) состоит из двух частей:

1. Общие условия торгов.

2. Специальные условия: подробные технико-экономические характеристики,
чертежи и другая документация.

Для определения стоимости продукции ландшафтного строительства составляются инвесторские сметы и расчеты подрядчика. Сметы инвестора и подрядчика могут не совпадать. Оферент (участник, составивший оферту), у которого определенная им стоимость, наряду с другими показателями, является наиболее интересными для заказчика, победит на подрядных торгах и получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.

На рынке ландшафтного строительства используются различные варианты контрактов, которые отличаются в основном по доле ответственности участников в выполнении работ и способам стоимостной оценки этих работ. Наибольшее распространение в практике подрядных торгов получили контракты с установленной твердой (паушальной) ценой, когда предметом торгов являются партии однородных товаров или услуг. Паушальная цена это цена на круг для количества товара без различия по сортам, качеству и т.д. (оговаривается в контракте). Часто используется термин паушальная скидка это общая скидка, выраженная в абсолютной цифре. При заключении контрактов используется термин паушальное количество это общее количество без выделения отдельных сортов и видов.

Оговоренные паушальные суммы не подлежат пересмотру, выплачиваются подрядчику после выполнения им обусловленных чертежами, дендропланами или спецификациями подрядных работ.

В процессе оформления строительных контрактов подрядчик под гарантийные обязательства вносит залоговые суммы:

- при подаче предложений на строительство объекта;

- по выполнению контракта на весь период строительных работ;

 

- по авансовым платежам на первоначальное приобретение материалов и оборудования;

- для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации.

Основная цель гарантийных обязательств подрядчика содействовать тому, чтобы проект был завершен и защитить инвестора от потерь (в случае банкротства подрядчика). Система гарантий способствует нормальному функционированию механизма расчетов путем исключения риска неплатежеспособности подрядчика.