Типы генераторов, место расположения, характерные неисправности, их выявление на ходу поезда и на стоянке.

Источники электроэнергии в пассажирских вагонах. Их назначение..

Лекция№94.

Основным источником электрической энергии в вагоне является генератор, связанный с колёсной парой вагона посредством специального привода той или иной конструкции. Напряжение, вырабатываемое различными типами генераторов 50-72 В. или 125-145 В.

Как резервный и аварийный источник электрической энергии используется аккумуляторная батарея, которая обеспечивает питание основных потребителей вагона при неработающем генераторе (при его неисправности и на стоянке), а также при малой скорости движения поезда, когда генератор не развивает необходимую мощность. Напряжение аккумуляторных батарей также обусловлено конструктивными особенностями вагона (типом используемых батарей).

Источником тока для электрического отопления вагонов является высоковольтная магистраль поезда напряжением 3000 В.

По вырабатываемому генератором напряжению их можно подразделять на два основных типа:

· напряжением 50-72 В переменного и постоянного тока (РД-2, 23/07-11, РW-114, ГСВ-2, ГСВ-8Е, 2ГВ-003), которые крепятся на тележке вагона и имеют привод от торца шейки оси (редукторно-карданный, клиноремённый – ТРКП, ТК-2) либо плоскоремённый или клиноремённый привод от средней части оси;

· напряжением 125-145 В постоянного тока (DUGG-28В, RGA4-32, К694L/XL44), которые крепятся к несущей раме вагона и имеют редукторно-карданный привод от средней части оси.

Основной причиной отказа работы генератора может служить неисправность привода (обрыв ремней, заклинивание редуктора), возможно также отсоединение коммутационных кабелей, неисправность в электрической схеме генератора, или неисправность (излом, износ) его узлов и деталей.

За работой и состоянием генератора необходим постоянный контроль как на ходу вагона (по показаниям контрольно-измерительных приборов) так и во время стоянки поезда путём визуального осмотра генератора и узлов привода.

 

34. Аккумуляторные батареи: - тип, назначение, устройство, основные неисправности и их выявление на ходу поезда и на стоянках.

В пассажирских вагонах используются два типа аккумуляторов и батарей из них:

· щелочные аккумуляторы (ТНЖ-250-У2, ТНЖ-400, 40-ВЖН-250 и т.п.) – аккумуляторы смонтированы в стальном баке сварной конструкции, который помещён в резиновый защитный кожух. Номинальное напряжение батареи из 40 аккумуляторов – 50 В.

· кислотные аккумуляторы (26-ВПМ-400, 26-Х-ГО-50, 26-ПАС-210, 56-DCLА-13, 56-ПАС-210 и т.п.) – аккумуляторы смонтированы в эбонитовом корпусе, который установлен в деревянный защитный кожух. Батарея из 26 аккумуляторов имеет номинальное напряжение 52 В., А батарея из 56аккумуляторов – напряжение 110 В.

Аккумуляторная батарея выступает как резервный и аварийный источник электроснабжения вагона, кроме этого батарея выполняет роль буфера, т.е. воспринимает пики нагрузки, возникающие при одновременном включении нескольких потребителей большой мощности, пуске электрических двигателей, кратковременных перегрузках и пр.

Аккумуляторная батарея размещена в аккумуляторных ящиках, которые крепятся болтами и имеют предохранительные крепления по торцам ящика.

Контроль за работой аккумуляторной батареи на ходу поезда осуществляется по показаниям контрольно-измерительных приборов, а на стоянке – визуально (необходимо проверять надёжность закрепления аккумуляторных ящиков и их закрытие, а также чистоту вентиляционных дефлекторов).

Основные неисправности аккумуляторной батареи – короткое замыкание между пластинами, повышенный саморазряд, переполюсовка (отклонение стрелки вольтметра в обратную сторону), течь аккумуляторов (подтёки вокруг него), низкий уровень электролита, обрыв цепи аккумуляторной батареи (стрелка вольтметра стоит на «0»), ослабление контактов.