Неисправности систем вентиляции и кондиционирования воздуха

ЛЕКЦИЯ№52.

 

При подготовке вагонов в очередной рейс вентиляционный агрегат необходимо проверить. Необычный шум во время работы, длительное колебание стрелки амперметра и повышенное потребление тока свидетельствуют о неисправности системы вентиляции. Наиболее часто встречаются следующие неисправности вагонных вентиляционных устройств: подача недостаточного количества воздуха в вагон, плохая очистка подаваемого воздуха, неравномерность распределения воздуха по вагону (вторая половина вагона слабо вентилируется), подача внутрь вагона холодного воздуха зимой.

Недостаточная подача воздуха может быть из-за загрязнения фильтров, неправильного положения регулирующих заслонок, засорения труб воздухоподогревателя, недостаточной частоты вращения вала электродвигателя, вращения рабочих колес вентиляторов в обратную сторону, наличия отверстий в брезентовой обшивке расширяющегося канала (диффузора).

Признаком неудовлетворительной очистки воздуха служит налет пыли внутри вагона. Основными причинами такой неисправности могут стать загрязнение или повреждение фильтров; применение сухих, непромасленных фильтров, а также имеющих сетки с увеличенными ячейками или уменьшенное число слоев сеток; неплотность посадки фильтров в гнездах; чрезмерная запыленность воздуховода; отсутствие сеток у воздухоприемных каналов.

Неравномерное распределение воздуха по вагону происходит из-за неправильной регулировки открытия отверстий в потолочных воздуховыпускных решетках или повреждения этих решеток, наличия в канале воздуховода посторонних предметов, повреждения воздуховода.

Подача холодного воздуха внутри вагона может быть вследствие: неправильного положения заслонок (обходной канал расширителя-воздухоподогревателя открыт); снижения уровня воды в воздухоподогревателе, когда вода идет только из нижнего водопробного крана; отключения воздухоподогревателя в вагонах купейных и межобластных; перекрытия циркуляционной трубы воздухоподогревателя; неправильного положения заслонок в купейных вагонах, когда вентилятор всасывает только наружный воздух; неприменения искусственной циркуляции воды в системе отопления при низких температурах наружного воздуха; низкой температуры воды в котле (менее 50—60° С) при значительных морозах; сильного загрязнения поверхности воздухоподогревателя.

Если холодильная установка системы кондиционирования воздуха не вырабатывает холод или вырабатывает недостаточно, это является признаком отсутствия или недостатка хладагента в системе. Тогда установку надо выключить и на конечной станции проверить систему и пополнить хладоном-12. В случае нагрева верхней части компрессора до температуры выше 100° С или появления стука в компрессоре установку следует выключить до прибытия на станцию назначения.

В случае когда установка кондиционирования воздуха вышла из строя во время работы в режиме «Охлаждение», необходимо осуществлять вентиляцию вагона по летнему режиму, как в вагонах, не имеющих холодильной установки.

Нередко бывают случаи, когда установка не включается при наличии напряжения в силовой цепи. Это бывает, как правило, из-за перегорания плавкой вставки предохранителя или срабатывания автоматического выключателя в цепях защиты. В таких случаях надо выяснить причину срабатывания элементов защиты, а затем заменить предохранитель или включить автомат.

ПРИБОРЫ ТЕРМОАВТОМАТИКИ.

 

Работа вентилятора осуществляется автоматически в заданном режиме (зимнем или летнем) в зависимости от температуры в канале приточной вентиляции и в вагоне, контролируемой термодатчиками. При выходе термодатчика из строя можно переключить вручную на любую скорость. О работе вентилятора сигнализирует лампа на пульте управления в служебном отделении.

На панели перегородки между четвертым и пятым купе установлены датчики на температуру 18,24 0 С, осуществляется автоматический режим работы высоковольтных нагревательных элементов котла отопления и вентиляции. В качестве приборов автоматического управления работой системы вентиляции применяются ртутные термоконтакторы типа ТК -5 2А. Ртутныйтермоконтактор представляет собой капилярную стеклянную трубку с колбочкой, заполненной ртутью. Внутрь капиляра введены контакты, которые с наружной стороны припаяны к изолированным медным проводам. Термоконтактор имеет рабочий и соединительные контакты. При включении термоконтактора в цепь постоянного тока "минус" источника тока подключается к соединительному (нижнему контакту).

Термоконтакторы на температуру включения 24 и 26 0 С установлены на одной панели с датчиками, управляющими автоматической работой нагревательных элементов котла.

В вентиляционном канале установлены термоконтакторы на температуру включения 16 и 18 0 С.

Термокантокторы в зависимости от температуры окружающей среды через схему автоматики воздействуют на переключение двигателя вентиляционной установки на разные режимы работы.

При выходе из строя термодатчика переключателем на передней панели распределительного шкафа вентилятор переключается на ручной режим и соответствующую скорость.