Эксплуатация и управление системой вентиляции. Режимы работы.

Лекция№47.

На панели распределительного шкафа в служебном купе находится переключатель "Отопление-вентиляция". Он должен быть поставлен в положение Отопление и вентиляция.

Если выключатель ставится в положение Автоматика, то установка принудительной вентиляции и управление по ступеням вентиляции работают автоматически. Термостат в канале приточного воздуха и термостаты, расположенные в купе I и II, включает соответствующую ступень для подачи необходимого количества воздуха.

При помехах в автоматике переключатель ставится на необходимую ступень вручную, в зависимости от желаемой температуры.

Независимо от положения многопозиционного переключателя "Вентиляция" во время движения вагона производится принудительное включение вентиляционного агрегата на ступень I при температуре в канале приточного

воздуха выше 18 С. Однако предварительно агрегат должен быть введен в эксплуатацию соответствующим выключателем. Ступени вентилятора следующие:

I - эксплуатация в зимний период (малое количество воздуха);

II - эксплуатация в переходный период (среднее количество воздуха);

III - эксплуатация в летний период (большое количество воздуха).
При эксплуатации вагона необходимо соблюдать следующие условия:
заслонки наружного воздуха, расположенные за потолком тамбура тормозной
стороны вагона, должны быть установлены в положение, соответствующие
сезону;

дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой -полуоткрыты; дефлектор в тамбуре нетормозной стороны вагона должен быть всегда полностью открыт;

заслонки в дверях туалетов во время работы вентилятора должны быть открыты;

при выходе вентиляционного агрегата из строя летом вентилировать вагон можно, открывая окна и используя дефлекторы;

при проходе вагона через тоннель во избежание засасывания в вагон дыма вентиляционный агрегат рекомендуется выключать.

 

Порядок эксплуатации вентиляционного оборудования, режим его работы зависят от времени года и суток, состояния погоды, температуры наружного воздуха, населенности вагона и его типа. Проводники обязаны хорошо знать устройство и" правила эксплуатации системы вентиляции обслуживаемого вагона и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к пассажирским помещениям.

 

Вентиляционные устройства цельнометаллических вагонов работают в двух основных режимах — зимнем (в отопительный сезон) и летнем. На дорогах СССР отопление пассажирских вагонов начинается при температуре наружного воздуха в дневное время ниже + 10° С.

Зимний режим работы. В зимнем режиме система вентиляции должна обеспечить подачу в вагон необходимого количества подогретого воздуха в соответствии с санитарногигиеническими нормами. Обходной канал воздухоподогревателя следует закрыть. Для этого в некупейных вагонах переключатель заслонки, расположенный над верхней полкой служебного отделения со стороны распределительных щитов, переводят в положение «Закрыто». В купейных вагонах переключатель заслонки, находящийся в котельном отделении (в вагонах постройки завода ВНР — над потолком тамбура котлового конца) ставят в положение «Зима».

Подаваемый в вагон воздух надо подогреть до температуры не ниже 20° С. Это достигается в некупейных вагонах изменением количества подаваемого воздуха, т. е. регулировкой частоты вращения вала электродвигателя, и поддержанием достаточной температуры воды в котле, а в купейных вагонах — обеспечением правильного режима работы котла и усилением циркуляции воды в воздухоподогревателе.

Если при работающем вентиляторе в некупейный вагон подается 228 недостаточно подогретый воздух, надо усилить огонь в топке котла. Если в вагоне стало слишком жарко, следует уменьшить огонь в топке и увеличить приток воздуха повышением частоты вращения вала электродвигателя вентилятора.

При нормальной населенности вагона зимой вентиляционный агрегат должен работать периодически по 10—15 мин, а ток электродвигателя вентилятора не должен превышать 15—20 А. В период работы вентиляционной установки дефлекторы в пассажирском отделении обязательно должны быть приоткрыты на 10—15 мм, чтобы использованный воздух мог свободно выходить из вагона. При закрытых дефлекторах ухудшаются условия воздухообмена в вагоне, возрастает влажность воздуха, запотевают оконные стекла. В некотловом конце вагона дефлекторы рекомендуется открывать больше, чем со стороны котельного отделения (они должны быть приоткрыты на 20— 25 мм). В котельном отделении и туалетах дефлекторы надо оставлять всегда открытыми независимо от времени года.

 

 

Обильное выделение влаги на поверхности стекол свидетельствует о высокой влажности воздуха внутри вагона и является признаком недостаточной вентиляции. В таком случае необходимо усилить обмен воздуха переключением вентилятора на максимальную подачу (если нужно, одновременно усилить и топку котла), перерывы в работе вентилятора сократить. Нельзя снижать температуру воды в котле до такой, когда вентиляционный воздух перестает прогреваться.

Направляющие щитки вентиляционных решеток в некупейных вагонах зимой устанавливают в горизонтальное положение, чтобы направить воздушный поток в сторону от пассажиров.

При повреждении вентилятора или пусковых устройств, отсутствии электроэнергии и других неисправностях вентиляцию вагона осуществляют с помощью дефлекторов, а летом еще и открыванием окон и форточек.

Летний режим работы. Вентиляция вагона летом значительно упрощается, так как отпадает необходимость регулировки температуры подаваемого воздуха. Суточные колебания температуры — определяющий фактор режима вентиляции пассажирских вагонов в летнее время.

При подготовке вагонов к летним пассажирским перевозкам необходимо закрыть рециркуляционный канал со стороны коридора, открыть обходной канал в некупейных вагонах, в купейных поставить переключатель заслонки в положение «Лето» и полностью открыть все потолочные дефлекторы. В дневное время при температуре наружного воздуха и внутри вагона выше 20° С и полной населенности вагона вентилятор должен работать непрерывно с наибольшей подачей; выключать его следует только во время движения поезда на 10—15 мин через каждый час. Нельзя выключать вентилятор на остановках, так как в вагоне от застоя воздуха становится душно. Кроме того, при выключении вентилятора на стоянках не используется ток аккумуляторной батареи (если генератор исправен), что приводит к ее перезарядке и преждевременному износу.

 

В сухую погоду при следовании поезда вокруг вагонов создается завихрение пыли. Тогда целесообразно включать вентилятор на максимальную подачу и избегать открывания форточек. Таким образом в вагоне создается некоторый воздушный подпор, препятствующий прониканию пыли через неплотности окон и дверей.

С повышением температуры воздуха внутри вагона до 26° С и более, особенно во второй половине дня, даже при непрерывно работающем вентиляторе ощущается духота, поэтому необходимо использовать форточки для проветривания пассажирских помещений. Форточки следует открывать с правой стороны по ходу поезда. При особо высоких температурах — до 35° С и выше (на дорогах Юга и Средней Азии) — открывают форточки с обеих сторон. Ночью, когда кузов вагона охлаждается, непрерывно работающий вентилятор может быстро переохладить воздух в помещениях. В это время рекомендуется включать вентилятор периодически примерно на 10—15 мин.

В летнее время надо обращать особое внимание на чистоту и своевременную замену фильтров. Фильтры должны заменять в пунктах формирования и оборота поездов перед отправлением в рейс при техническом обслуживании ТО-1, ТО-2 и ТО-3, но не реже чем через 15 дней.

 

 

Лекция№48.

 

6.5.КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА.