Лекция№17.

Тележка КВЗ-ЦНИИ-1- имеет раму, надрессорную балку с подпятником и горизонтальными скользунами, рычажную передачу, надбуксовое рессорное подвешивание и центральное (люлечное), включающее трехрядные пружины и гидравлические гасители, которые валиками крепятся к кронштейнам рамы и надрессорной балки.

Рама и надбуксовое подвешивание удерживается на приливах корпуса буксы с помощью шпинтонов и гаек, устанавливаемых на резьбовой части шпинтонов. Шпинтоны болтами крепятся к боковым продольным балкам рамы. Рычажная передача навешивается на кронштейны средних продольных и концевых балок рамы. Пружины центрального люлечного подвешивания установлены в поддоне, который через валики, серьги, подвески и верхние валики опорными подшипниками соединен с боковыми балками рамы. На случай обрыва деталей центрального лючлечного подвешивания предусмотрена защита в виде болтов с гайками, на которые в критической ситуации опирается поддон. Опора кузова на надрессорную балку выполняется через вкладыши горизонтальныхскользунов.

Кроме горизонтальных, на раме и надрессорной балке предусмотрены боковые и торцевые вертикальные скользуны. Перемещения рамы тележки по отношению к надрессорной балке ограничено повадками.

Рама тележки изготовлена сваркой из штампованных листов и прокатных профилей из стали Ст.3 и состоит из двух боковых балок, коробчатого сечения усиленных в средней части накладками, двух средних поперечных балок, также коробчатого сечения, четырех средних продольных балок и четырех концевых балок. К средним поперечным балкам приварены кронштейны для рычажной передачи и скользуны, ограничивающие перемещение надрессорной балки вдоль вагона. Поперек вагона перемещения надрессорной балки ограничены скользунами, приваренными к боковым балкам. К боковым балкам приварены кронштейны крепления гидравлического гасителя и поводка. В боковых балках предусмотрены сквозные отверстия для подвесок и отверстия с крышками для предохранительных болтов поддона.

При техническом обслуживании тележек следует уделять особое внимание проверке целостности сварных швов балок и листов рамы, а также исправности кронштейнов гасителей колебаний.

Надрессорная балка воспринимает нагрузку от рамы вагона горизонтальными скользунами. Балка имеет сварную конструкцию и состоит из верхнего, нижнего и вертикальных листов. Консольные части надрессорной балки в местах опоры на пружины имеют большую ширину и усилены кольцами и обечайками, которые образуют для пружин посадочные гнезда. В средней части верхнего листа к балке заклепкими крепится подпятник, а ближе к консолям- коробки для горизонтальных и вертикальных скользунов, а также приварены кронштейны для крепления поводка и гасителя колебаний. Между пятником кузова и подпятником тележки в вертикальной плоскости предусматривается зазор 3-18 мм, величина которого регулируется постановкой прокладок под вкладыш горизонтального скользуна. Пятник и подпятник соединяются разъемным замковым шкворнем, который состоит из двух полушкворней и распорной вилки. Для выкатки тележки перед подъемкой кузова следует удалить шкворень через предусмотренные для этой цели в полу вагона отверстия. Демонтаж полушкворней производят помсле предварительного удаления вилки.

Горизонтальные скользуны воспринимают нагрузку от скользунов, приваренных к шкворневой балке рамы вагона. Скользун опирается на скользун тележки , изготовленный из чугуна или полимерного износостойкого материала. Скользун устанавливается в коробку, которая болтами крепится к надрессорной балке. Под скользун устанавливается резиновая прокладка, и, при необходимости, регулировочные планки. Штифт центрирует коробку скользуна на надрессорной балке.

Вертикальные боковые скользунысварены из цилиндрических и износостойких пластин.; торцевой скользуннадрессорной балки состоит из коробки и упругого металлического вкладыша. Между вертикальными скользунами рамы тележки и скользунаминадрессорной балки предусматриваются необходимые зазоры, величина которых регулируется поводками или заменой изношенных пластин скользунов.

Центральное /люлечное/ подвешивание тележки КВЗ-ЦНИИ состоит из двух люлек, связанных между собой надрессорной балкой. На каждую люльку установлен гидравлический гаситель колебаний, прикрепленный нижним концом к кронштейну надрессорной балки, а верхним- к кронштейну, приваренному к продольной балке рамы. Каждая люлька имеет два комплекта трехрядных пружин. Пружины установлены свободно одна в другую. Пружины устанавливаются в поддон. Предохранение от падения поддона на случай обрыва подвесок осуществлено болтами, проходящими внутри комплекта пружин. Болт имеет Т-образную головку, с помощью которой он крепится в продольной балке рамы. Снизу на болт навинчивается гайка. Постановкой планки под головку болта может производиться регулировка болта по высоте, такая регулировка необходима при изменении высоты люлечных подвесок и поддона над уровнем рельсов. Каждая люлька имеет по две тяги подвесок, которые укреплены непосредственно на продольной балке рамы с помощью валика, опирающегося на подшипники. Последние расположены в упорах, приваренных к продольной балке рамы. Длина подвески регулируется планками, установленными под подшипники. Тяги подвесок с помощью валиков соединяются с серьгами, которые нижними валиками соединены с поддоном. Подвижная шарнирная конструкция люльки позволяет кузову вагона мягко воспринимать боковые и продольные усилия, возникающие при торможениях, вписывании и кривые и при прохождении неровностей рельсового пути. Подвески при этом могут качаться как вдоль, так и поперек тележки.

Для уменьшения качки тяг подвесок на нижних листах боковых балок установлены ограничители с резиновыми амортизаторами по два на каждую подвеску.

Поводок связывает надрессорнуюбалку и раму тележки. Поводок имеет вал, состоящий из сваренных друг с другом трубы, поковок и фланца. Левым концом поводок крепится к кронштейну продольной балки рамы тележки, а правым- к кронштейну надрессорной балки.

Резиновые амортизирующие пакеты, расположенные попарно с каждого конца вала состоят из резиновой шайбы, привулканизированной к металлическим шайбам. Правый конец поводка жестко закреплен на надрессорной балке с помощью корончатой гайки и шплинта. Длина поводка, а следовательно и величина зазоров между надрессорной и средними поперечными балками рамы регулируются за счет левого конца гайками. Для этой цели конец вала имеет квадратную головку.

Надбуксовое подвешивание имеет резиновое кольцо, расположенное в выточке кронштейна буксы, опорное кольцо, второе резиновое кольцо, регулировочный диск и надбуксовую пружину, на которую опирается прикрепленный к раме тележки шпинтон. Внутри надбуксовой пружины расположены детали фрикционного гасителя колебаний: пружина, верхнее и нижнее кольца, втулка, сухари.

Нагрузки от шпинтонов, жестко закрепленных на раме тележки, через детали буксового рессорного подвешивания передаются на корпус буксы.

Снизу на шпинты накручивают гайку и шплинтуют.