Осмотр и освидетельствование колесных пар.

ЛЕКЦИЯ№9.

Заклинивание колесной пары.

Действия поездных бригад в случаях возникновения внештатных ситуаций в пути следования пассажирских поездов

2.2.1 В случае заклинивания колесной пары (движение вагона «юзом» из-за не отпуска тормозов или других причин) проводник обязан произвести отпуск тормоза поднятием вверх ручки поводка отпускного клапана, находящейся на полу коридорной стороны в середине вагона. Если «юз» не прекращается принять меры к остановке поезда и вызвать ЛНП, который совместно с машинистом принимает решение о порядке дальнейшего следования поезда.

Все замеры производятся ЛНП, ПЭМ совместно с локомотивной бригадой.

2.2.2 В случае движения вагона «юзом» из – за заклинивания генератора или редуктора привода генератора от средней части оси, карданный вал демонтируется, а при необходимости выводятся из зацепления зубья шестерен ведомого вала путем отжатия фланцевой втулки из корпуса редуктора с помощью отжимных болтов М12*80.

 

 

Для проверки исправного состояния колесных пар в эксплуатации и контроля качества ремонта производят их ремонт под вагонами, обыкновенное и полное освидетельствование. В пути следования неисправности выявляют средствами диагностики- установками ДИСК-К, ДИСК-П, СТД-ПТО-КГ, КТЕМ.

Осмотр колесных пар под вагонамиосуществляют осмотрщики вагонов, поездные бригады, мастера или бригадиры текущего отцепочного ремонта или пунктов производства ТО-3. Осмотр производят сходу во время прибытия, во время стоянки и перед отправлением поезда. При выполнении осмотра контролируют состояния элементов колесной пары и соответствие их размеров допустимым нормам. Важно начинать осмотр колесных пар до остановки поезда, т.к. выявить многие неисправности легко по сопутствующим признакам: удары по рельсу, вертикальные перемещения рам тележки. Обыкновенное освидетельствование выполняют в колесном цехе депо, а полное на ВРЗ, ВКМ или ВЧД.

Обыкновенное освидетельствованиевыполняют перед каждой подкаткой под вагон. Предварительно ее осматривают, выявляют трещины, ослабление или сдвиг колеса на оси. Затем проверяют соответствие размеров и износов установленным нормам и произвоят промежуточную ревизию букс. Данные регистрируют в журнале ВУ-53, при необходимости назначают вид ремонта.

Полное освидетельствованиеколесных пар производят: после крушений, аварий и сходов вагонов; при полной ревизии бук; при капитальном ремонте; при формировании колесных пар и их ремонте со сменой элементов; при неясности клейм, а также через одну обточку для колесных пар пассажирских вагонов или по истечении 4 лет эксплуатации. В полное освидетельствование следует направлять колесные пары с ползуном более 1 мм, ''наваром'' более 0.5 мм, неравномерным прокатом более 2 мм, а для колесных пар с приводами ТРКП и ТК-2 с неравномерным прокатом более 1 мм.

 

Средства измерения для колесных пар. (шаблон Абсолютный).

Измерение колесных пар производят при их осмотре под вагонами, обыкновенном и полном освидетельствовании, а также при ремонте. Измерение равномерного и неравномерного проката, кольцевых выработок выполняют абсолютным шаблоном. Для измерения проката абсолютный шаблон необходимо установить на колесе. Величина проката определяется вертикальным движком, который устанавливается на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса. При этом риска на сухаре движка должна совпадать с контрольной риской на основании. Опорные ножки шаблона должны плотно прилегать к внутренней грани и вершине гребня. Вертикальный движок опускается до соприкосновения с поверхностью катания колеса и производится считывание показаний по шкале движка и нониусу.

Для измерения навара, ползуна и кольцевой выработки вертикальный движок сместить по вырезу в основании шаблона в место расположения дефекта. Толщину гребня измеряют горизонтальным движком, перемещая его до соприкосновения с гребнем, или наложением браковочного выреза шириной 25 мм.

Определение величины дефекта производят подсчетом количества целых делений по шкале движка до первой риски на правой шкале нониуса, затем определяют какие риски на обоих лекалах совпадают и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса-0.1 мм.

Контроль вертикального подреза гребня производят с помощью шаблона ВПГ. Для контроля вертикального подреза шаблон ножками угольника прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок вплотную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка соприкасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.

Толщину обода колеса измеряют толщиномеромв плоскости круга катания, для чего измерительная ножка устанавливается на расстоянии 70 мм от штанги шаблона и закрепляется винтом, далее измерительную линейку опускают до соприкосновения ножки с поверхностью колеса и закрепляют винтом. По шкале штанги определяют толщину обода.

Измерение расстояния между внутренними гранями колес выполняют штангеном РВП,на штанге которого, одна ножка закреплена неподвижно, а другая может перемещаться. При измерении расстояния между внутренними гранями колес обе ножки подводят к внутренним граням и по шкале на штанге определяют контролируемый размер.

Измерение диаметров колес по кругу катания и определение разности диаметров колес на одной оси выполняют скобой ДК. Для выполнения измерений необходимо ослабить стопорный винт подвижной бабки и прижать скобу опорными поверхностями к внутренней грани колеса. Наконечники бабок следует подвести до соприкосновения с поверхностью колеса и, в положении максимального диаметра колеса, подвижную бабку фиксируют стопорным винтом, считывание показаний проводится по шкале штанги. Измерение диаметров колес производится не менее трех раз для каждого колеса в разных диаметральных сечениях. За действительное значение диаметра колеса принимают среднее арифметическое значение трех измерений.

Кронциркуль и линейку используют для измерения отколов обода колеса и местного увеличения ширины обода. При ТО и ТР вагонов удобно использовать малогабаритный автоматизированный прибор для измерения колес МАИК.

Маикпредназначен для измерения диаметра и толщины гребня колес. Он позволяет проводить измерения без выкатки колесных пар из-под вагона, автоматически вычисляет разность диаметров колес на колесной паре.

Применение МАИК позволяет повысить точность измерений благодаря конструкции, обеспечивающей правильное позиционирование измерителя на колесе и автоматическомуусереднению результатов измерений в нескольких точках колеса. Точность измерения ±0.5 мм.