Знаки и надписи на кузове пассажирских вагонов.
Лекция№5.
Типы пассажирских вагонов, их краткая характеристика.
Основные элементы вагонов.
Любые вагоны независимо от их назначения и конструкции имеют следующие общие элементы:
ходовую часть, воспринимающую нагрузку от вагона и обеспечивающую его безопасное и плавное движение;
раму, воспринимающую нагрузку от кузова вместе с грузом и передающую на ходовую часть вертикальное и горизонтальное усилия, действующие на вагон;
кузов, предназначенный для размещения в нем пассажиров или грузов;
ударно-тяговые приборы, служащие для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом и ослабления растягивающих и сжимающих усилий, передаваемых от локомотива и от одного вагона другому;
тормоза и тормозное оборудование, обеспечивающие уменьшение скорости движения или остановку поезда.
Ходовая часть вагона включает в себя колесные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, объединенные рамой в тележки.
Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, почты, приготовления пищи, служебных, служебно-технических и других целей:
1. СВ – девять 2-х местных купе, нумерация начинается на 05, 06, 07 (05861, 07325).
2. ЦМКК – цельнометаллический купейный с кондиционированием воздуха, девять 4-х местных купе.
3. ЦМК – цельнометаллический купейный без кондиционирования воздуха, девять 4-х местных купе, нумерация начинается на 10-17.
4. ЦМКР – цельнометаллический купейный с радиокупе, четыре 4-х местных купе (три для пассажиров, одно для работников буфета), нумерация начинается на 17.
5. ЦМО – цельнометаллический открытого типа, девять 6-ти местных купе открытого типа (54 спальных мест – плацкартный, 81 место для сидения – общий), нумерация начинается на 21-28.
6. ЦММО – цельнометаллический межобластной с креслами для сидения от 54 до 68 пассажирских мест, нумерация начинается на 31-32.
7. ЦМБ – цельнометаллический багажный, нумерация начинается на 50-51.
8. ЦМП – цельнометаллический почтовый, нумерация начинается на 40-41.
9. ВР – вагон-ресторан, нумерация начинается на 60-63.
10. Служебный – для служебного пользования (Н, НОД-1, 70027).
11. Служебно-технические – дефектоскопы, путеизмерители, нумерация начинается на 72 и 78.
12. Специальные – для перевозки спец- контингента и спец- грузов, нумерация начинается на 78-79.
По 1-й цифре можно определить тип вагона:
0- мягкий СВ 16 или 18 мест
1- купированный 36 мест
2- плацкартный 54 места
3- межобластной с креслами самолётного типа
4- Почтовый
5- Багажный
6- Вагон-ресторан
7- Спец. Вагон
Для оценки принадлежности к роду работы вагона, его типа и технической характеристики на все вагоны в соответствии с альбомом «Знаки и надписи на вагонах железных дорог» наносят знаки и надписи, в том числе и номер вагона.
Номер вагона, наносимый на боковой стене, у всех грузовых вагонов имеет восемь знаков. Он состоит из семи основных цифр, несущих информацию о типе вагона и его технических и коммерческих признаках, и восьмой — контрольной, предназначенной для проверки правильности передачи номера в документах.
Номер у пассажирского вагона состоит из восьми цифр. Первая из них «0» определяет род вагона. Вторая и третья цифры — индекс железной дороги, к которой вагон приписан. Четвертая цифра указывает на тип пассажирского вагона. Например, «0» — мягкий или жестко-мягкий; «1» — купейный; «2» — жесткий; «3» — межобластной с местами для сидения; «4» — почтовый; «5» — багажный и почтово-багажный; «6» — вагон-ресторан; «7» — служебно-технический; «8» — принадлежащий другим ведомствам.
Пятая, шестая и седьмая цифры определяют разновидность основных типов пассажирских вагонов и их конструктивные особенности. Восьмая цифра — контрольный знак для проверки правильности считывания номера и его учета в ЭВМ.
Для того, чтобы облегчить считывание номера, он пишется на вагоне в виде дроби: числитель — первые три цифры (тип вагона и дорога приписки), а знаменатель — остальные пять цифр.
На каждый грузовой и пассажирский вагон составляется технический паспорт, в котором имеются записи дат проведения плановых видов ремонта, модернизации и указывается состояние вагона. Эти документы хранятся в отделах учета дорог и в Управлении статистики МПС.
Установлены единые для всех пассажирских вагонов знаки и надписи:
- на боковые стены кузова наносят:
а) герб РФ;
б) знак ОАО «РЖД»;
в) номер вагона (8-ми значный) – 063, 064 (КБШ ЖД) 05999 – номер вагона приписки предприятия;
г) тип тормоза – 292;
д) тара (54т.);
е) количество мест (54, для сидения 81);
ж) место установки домкрата – L.
- на торцевые стены наносят:
а) пункт приписки вагона;
б) время и место заводского ремонта (ЗР);
в) время и место деповского ремонта (ДР);
г) время и место 6-ти месячной ревизии.
- около розетки межвагонных соединений знак ;
- на запасном резервуаре – дату гидравлического испытания;
- над верхней ступенькой у входной двери – табличка завода изготовления;
- внутри вагона имеются таблички и надписи:
«Стоп-кран»
номер вагона в поезде
«Дежурный проводник»
«Туалет»
порядковые номера купе и номера мест в них
«Вода для питья»
«Ящик для мусора»
«Тормозить»
«Курить запрещено»
«Место для курения»
На вагонах РИЦ – страны курсирования, база вагона, тип автотормозов (АТ), транзитность, тип тормозных колодок, местонахождение водоналивных труб.
На продольной балке тележки наносится: номер вагона, порядковый номер тележки, дорога приписки тележки.