Политическая философия

Начало преодоления классицизма в социально-политических науках. Марксизм о природе социально-политического знания. Позитивизм. Неокантианство. Наука о природе и культуре. Герменевтика.

Наука в 17-18 в. Проблема взаимоотношения между естественными и общественными науками. Политическая наука в контексте научного пространства.

Наука нового времени начинается с продолжения резко отрицательного отношения к средневековью.

Фрэнсис Бекон считается родоначальником новой концепции науки, нового понимания, что есть научное исследование.

Понятие классической науки: 1. Модель дедуктивной теории была отвергнута. На место теоритической была выдвинута прикладная наука, в основе которой, лежит опыт, наблюдение, эксперимент. Универсальным методом является индукция. 2. Весь мир был представлен как механизм (природа, общество, человек – мир). 3. В этом механическом мире не осталось места случайности. Все отношения предстали как необходимость. Свободы нет. Свобода есть познанная необходимость. Возникает идея правового общества и государства. Права – абсолютный регулятор жизни человека. Все виды отношений стали рассматриваться как виды правовых отношений.

До середины 18 в. данная теория была господствующей.

Середина 18 – середина 19 в.. После происходит отказ от естественного права. Право по природе социально. Оно устанавливается и отменяется государством. Начался пересмотр природы государства, а значит, и политики в целом.

Государство не обязано выполнять каких-либо социальных функций, не может быть социальным гарантом граждан. Социальное состояние человека – это его личное дело.

Кант: «Государство не должно помогать больным, сиротам, детям».

Середина 19 в. разрабатываются политический концепции о том, что государство должно быть социальным гарантом человека, его жизни.

В концепцию правового вписывается концепция социального государства. Проблема права не снимается, но отодвигается на второй план. Разрабатывается концепция распределения доходов между богатыми и бедными с помощью налогов.

В конце эпохи возрождения и в начале нового времени возникает новый тип государства – республика. Понятие «республика» возникло в древней Греции.

Основные принципы республиканизма: 1. Представительная форма народовластия, которая была реализована в принципе парламентаризма. 2. Разделение власти.

Все остальное второстепенно для политической организации республики.

Вся предстоящая наука до сих пор направленна на разработку республиканской формы организации государства. Современная наука выполняет апологическую функцию. Защиту республиканской формы.

Отказ от классицизма происходит уже в 19 в. Жесткая критика представления о метафизических сущностях человека, природы и государства. Первыми это сделали позитивисты. В частности Огюст Конт 30-е г. 19 в. (метафизика – за миром доступного).

Конт объявил, что никакого другого знания, кроме эмпирического, не существует.

Это обстоятельство привело к тому, что Конт абсолютизировал эмпирические методы исследования и отказался от методов теоритического исследования.

Конт стал родоначальником экспериментальной науки. Образцом науки Конт считал естественные науки. То, что касается общественных наук, он поставил на место социологии. Социологию Конт поставил в разряд естественных наук, а значит, она пользуется теми же методами.

Конт считал, что никакого естественного права нет.

До Конта считалось, что закон это существенное явление, это то, что недоступно чувствам, только разуму. Конт сказал, что закон – это есть повторяемость явления, событие. Вся цель – «почему произошло что-либо». Наука не может дать ответа «почему», а может дать «как».

Марксизм также подверг осуждению метафизику. Он приходит к выводу о том, что предметом науки является материальная реальность. Если хочешь понять что-либо, необходимо понять материальные отношения. Собственность является тем, что объясняет все. Группы: 1. Базис – это собственность, способ производства, обусловленный формой собственности. 2. Надстройка – Вся политическая сфера, вся философия, юриспруденция, духовная жизнь общества (все это производное от базиса).

Маркс делает вывод, что изменить общественные отношения можно только изменением их базиса. Марксисты отказались от классической методологии науки.

На смену метафизической методологии классической науки приходит марксистская диалектика: 1. Мир не является вечным и постоянным. Он находится в постоянном развитии и движении. 2. Метафизики считают, что источник движения всего находится вне этого мира. Диалектики считают, что источник движения находится внутри мира, человека и государства. Эти источником является единство и борьбы противоположностей. 3. Метафизика тоже признает противоположности, но они не могут превращаться друг в друга. Согласно диалектики превращается в прямую противоположность. ПР. Добро в зло.

Различия между метафизическим и диалектическим представлением о государстве: 1. Классический тип пришел к выводу о том, что на смену республике не может прийти ничего лучшего. 2. Диалектический тип: не существует совершенных типов государств. В своем историческом развитии на смену одного типа приходит другой. А смена форм обуславливается сменой форм собственности. Отсюда, республиканская форма – это временный тип государства. И разрабатывают без государственное устройство общества. Общество, в котором принципы управления сохраняются, но это будет не управление людьми, а управление производством.

В середине 20 в. возникает новая концепция развития политической мысли – неокантианство. Они нанесли мощный удар по классицизму и позитивизму. В противоположность позитивистам и марксистам они провели жесткую границу между науками о природе и науками о культуре (обществе).

Наука есть всеобщий принцип, регулирующий природные, общественные отношения.

Неокантианцы считают, что всеобщие законы могут быть только в природе. В обществе, никаких законов быть не может. В обществе, жизни человека ничего не повторяется. Здесь все индивидуально, единично.

Таким образом, предметом естественных наук является природа, а предметом общественных – индивидуальное, неповторяющееся. Они отвергли всю методологию прошлого. Объявили ее неприменимой. Исходя из этого, возникает герменевтическая концепция науки. Появляется социальная и политическая философия – герменевтика.

Принцип методологии герменевтики заключается в принципе понимания индивидуального. Чтобы понять индивидуальное, нужно вжиться, пережить жизнь прошедшего или совершающегося явления.

Политическая философия — отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью, и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.

В предмете политической философии можно выделить три группы явлений. Во-первых, это нормативная теория, определяющая и обосновывающая политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения.

Во-вторых, в предмет политической философии входят знания о сущности, наиболее глубоких основах политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся в первую очередь на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, эти знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.

В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например, таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования.

Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.