Дом, который построил Джек

 

Вот дом,

Который построил Джек.

 

А это пшеница, Которая в темном чулане хранится

В доме, Который построил Джек.

 

А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, Который построил Джек.

 

Вот кот, Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится

В доме, Который построил Джек.

 

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.


· Обратимые конструкции предполагают обратное расположение названных объектов во фразе, при перемене порядка слов в конструкции фраза остается осмысленной, хотя меняется ее значение, т.о. возможно два варианта конструкций – «Платье задело весло» и «Весло задело платье», «Облако затуманило солнце» («Солнце затуманило облако», где смысловая невозможность второго предложения оказывает существенную помощь в различении конструкций). Мужчину обрызгала женщина. Трактором перевозится машина. Газету закрывает книга. Клеенка покрыта скатертью. Девочкой спасен мальчик. Мама перевозится дочкой.

Языковые средства – флексии косвенного падежа, смысловые связи, указывающие на направление действия субъекта на объект

Парадигматическая организация языкаэто включение данного элемента языка в известную систему противопоставлений или в известную иерархическую систему кодов.

Этому принципу организации подчиняются не только фонетические и лексические элементы слова, но и морфологические, и семантические формы слова: существительные противопоставляются глаголам, глаголы — прилагательным, абстрактные слова — конкретным словам, и каждая из этих групп составляет целую иерархию, которая и образует понятие.

Так, например, каждый звук противостоит другому: «б» отличается от «п» звонкостью; такой же звонкостью отличается «д» от «т»; вместе они входят в систему согласных и противопоставляются гласным, а всё вместе составляет звуковую или фонематическую организацию языка как систему иерархически построенных отношений.

То же самое имеет отношение и к лексике. Слово «собака» противопоставляется словам «кошка», «корова», «лошадь» и т. п., но все эти слова вместе входят в группу обозначений домашних животных, которые противопоставляются диким животным. И та, и другая группы входят в еще более высокую категорию — животные вообще, которые противопоставляются растениям; в свою очередь, и животные и растения входят в еще более сложную группу — живое, которое противопоставляется неживому.

Синтагматический принцип заключается в том, что в основе организации высказывания лежит не иерархия противопоставления, а плавные переходы от одного слова к другому.

«Дом горит», или «Собака лает», здесь речь вовсе не идет о противопоставлении слова «дом» слову «горит» или слова «собака» слову «лает», а о плавном переходе от одного, элемента к другому, об организации слитного высказывания.

Парадигматический и синтагматический принципы — являются основными принципами организации языка. Синтагматическая организация связей, составляющих основу плавного высказывания, оказывается более естественной формой речи, чем парадигматическая система противопоставления. Определяет внешний характер связи.

Парадигма – замкнутая система противопоставлений, помогает варьировать единицами языка в речевом потоке. Парадигма может передавать отношения – «часть-целое» (стол – ножки, кошелек - кнопка), «сходство – контраст» ( стол –диван, день-ночь), родовидовые, понятийные отношения (собака – животное, стол - мебель). Определяет внешний и внутренний характер связи.

Парадигматические (ассоциативные) ответы имеют совершенно иную природу и психологическую структуру, чем синтагматические (предикативные). Данное определение было доказано с помощью ассоциативного эксперимента. Ребенку давали отдельные слова (например, «солнце», «окно», «собака») и просили ответить первым пришедшим в голову словом.

Связи, возникающие у ребенка в ответ на слово, разделяются на «ассоциативные» и «предикативные». Одни дети отвечают на данное слово первым пришедшим в голову существительным, например: «собака — кошка», «солнце — луна», «крышка — труба», «стол — скатерть» и т. п. Этот тип связей получил название ассоциативных (парадигматических). Другие дети отвечают на данное им существительное глаголом или прилагательным, давая такого типа ответы: «собака лает», «девочка плачет», «дом горит», «луна светит». Такие ответы обозначались как предикативные (синтагматические).

Анализ показал, что у ребенка 5—7 лет наблюдается резкое преобладание или даже полное доминирование предикативных реакций; ассоциативные реакции очень редки, ребенок преимущественно делает из данного слова целую фразу. Лишь в более позднем возрасте начинают появляться ассоциативные ответы, а у подростка или взрослого ассоциативные ответы типа «солнце — луна», «собака — кошка» явно преобладают. Таким образом, предикативные ответы, которые являются единицами синтагматической организации речи, составляют прототип фразы и появляются в речи ребенка гораздо раньше, чем ассоциативные ответы.(…)

Оба эти факта говорят о том, что ассоциативные ответы являются не исходными, как это думали и до сих пор думают подавляющее число психологов, а поздними образованиями. Исходными, ранними образованиями являются предикативные ответы, возникающие чаще и имеющие более короткие латентные периоды, чем ассоциативные.